Семейное дело: сложно, но можно

   
   

Ольга работает в книжной торговле 7 лет. Нет, нет, она пока что не владелица респектабельного книжного магазина и не хозяйка уютной книжной лавки в каком-нибудь тихом интеллигентском переулочке. У нее семейный бизнес: вместе с братом и его женой ведет дела розничной "точки" на книжной ярмарке в "Олимпийском" и продает книги со склада семейного предприятия мелким оптовикам.

В бизнес - от скуки?

С чего все началось? Да с кризиса всего советского, когда и потомственные геодезисты (а Ольга именно из таких) оказались не у дел.

Шло время, и пришлось приспосабливаться к меняющимся условиям. Положив на полку диплом о высшем образовании, она отправилась на бухгалтерские курсы. "Делать было нечего, есть хотелось, а бухгалтерия - дело всегда нужное", - улыбается она сейчас. Но тогда...

"Кто ж доверит новичку свою бухгалтерию, особенно если она сложная... Пришлось начинать с бюджетных организаций, там - все по накатанной колее, скучно. Но опыта кое-какого набралась. Захотелось и чего-нибудь поживее, - вспоминает она, - а тут предприимчивый братец начал набирать обороты. Пригласил меня к себе - бухгалтерию вести да на "точке" работать. Я посомневалась, бухгалтерия - еще куда ни шло, но еще и торговать? Но, подумав, согласилась, уж больно на госпредприятие возвращаться не хотелось и трубить там от и до", - рассказывает Ольга.

Бизнес по-родственному

На вольных хлебах поначалу оказалось несладко. "Трудно было свести первый баланс, учесть все нюансы нашего дела. Это уж потом пошло как по накатанному", - говорит Ольга. Да и любимый брат никаких поблажек по-родственному не делал. Бизнес есть бизнес. "Ты ему партнер или наемный работник?" - интересуюсь у своей собеседницы. Она улыбается. "И да, и нет. Формально как частный предприниматель зарегистрирован он, а я вроде как наемный работник. Он мне платит 150 рублей в день как продавцу его товара, жестко требует отчета за каждый день торговли. Отчитываюсь я его жене, - это она у нас главный финансист. Но в то же время на нашей общей "точке" у меня есть льготный уголок - я могу торговать книгами и от себя, вся дневная выручка от этого после разных вычетов - моя, но и за нее я отчитываюсь перед боссом, дело-то все равно общее. А что до партнерства, то, конечно, я ему неформальный партнер, ведь доверить дело кому-то чужому - рискованно, да и опять же - бухгалтерия на мне, с поставщиками приходится общаться и многое другое. Так вот и работаем".

Тяжело ли работать с родственниками? Ольга смеется. "Ой, что ты! Поначалу был тихий ужас - любые общесемейные посиделки, дни рождения и праздники превращались в производственные совещания. Мама была в ужасе, а мы все спорили, спорили... Как то сделать, как это... Это сейчас все вошло в колею, вроде стало легче. Но в то же время есть и сложность: если бы я работала на "чужого дядю", мне было бы проще отказаться от выполнения какого-либо поручения, а родному брату как откажешь? И уйти от него не уйдешь, жалко - родной ведь".

Плюсы и минусы

"Кризис 1998 года нас, конечно, сильно тряхнул, - вспоминает Ольга, - доллар взлетел, а вместе с ним - аренда и все-все-все. Уже казалось - вот-вот закроемся. Но ничего, как-то выкрутились. И работать стали больше, и к ассортименту стали внимательнее относиться, и постоянных клиентов обласкиваем, и конъюнктуру изучаем".

С одной стороны, по ее словам, свое дело - это хорошо. Сама решаешь, во сколько прийти, во сколько уйти... Сама себе вроде как хозяйка, но с другой стороны...

"Без начального капитала и знакомств - к сожалению, никак. Как вспомнишь о том, с чего склад начинали - успели до кризиса поучаствовать в аукционе на аренду помещения, договорились с поставщиками. Хорошо, брату друг денег одолжил на это дело, а то что же - под банковский кредит имущество закладывать? Так ведь много и не дали бы. Не те у нас с брательником квартиры, чтобы под них кредит получать. Такой вот бизнес... А тут еще когда льготы по НДС на книжную продукцию сняли - опять не слава богу. Цены подскочили, едва-едва на оплату аренды хватало, а ведь деньги приятелю надо было отдавать... В общем, пришлось свои цены пересматривать. Да еще и налоги - НДС, налог с продаж, единый социальный налог, налог на работников, если имеешь... Короче, выбрали мы работу по патенту - платишь раз в год (в первый год годовая стоимость патента в Москве составляет 12 МРОТ, во второй год - в два раза больше, в третий и последующие - 48 МРОТ".

Совсем свой бизнес

На мой вопрос о самостоятельном бизнесе Ольга отвечает: "Нет, что ты! Самостоятельно я это не потяну. Как ни крути, а мужик рядом нужен. Без него ты как без рук. К поставщику съездить? Ну как тут без машины? Значит, придется идти учиться и покупать "тачку". Но это ладно. Не глупая, выучусь и когда-нибудь куплю машину. Но знаешь, каково это, ящики с книгами перетаскивать?! А не можешь - плати грузчикам. Так они тоже про инфляцию знают и тоже хотят зарабатывать".

Конечно, по словам Ольги, есть среди книготорговцев "Олимпийского" и "законченные бизнес-леди". "Да ты посмотри на них, - вздыхает она, - они же переродились неизвестно во что. Еще не мужик, но уже и не женщина! На себе станковый рюкзак с книгами попробуй потаскай! Здесь ведь и физически тяжело, и психология меняется в "мужскую сторону". Не каждая решится! Да и на все остальное одной себя, любимой, не хватит - и по инстанциям побегай, и в банк успей, и с пожарниками отношения выясни..."

"Пожарники? Как же, приходили тут недавно, - возмущается моя предпринимательница, - так поди ж ты! Ну ладно, курить на складе запрещено, проводка у нас нормальная, а чайника они не увидели. Но зачем-то рекомендовали сменить мебель на офисную! Это-то, скажи на милость, зачем, а?"

А вообще ко всяческим проверкам у Ольги отношение своеобразное: к визитам милиции и представителей налоговой инспекции всегда готовы - "красный" конверт со всеми документами держат наготове, периодически обновляя устаревшие справки. Санэпидемстанция вроде бы не беспокоит, но на всякий случай вывесили объявление "Крыс нет". По поводу же кассового аппарата собеседница высказалась несколько туманно: "Ну а что, мы как все".

Смотрите также: