Мои пирамиды

   
   

...Стены из желтого камня, испещренные множеством непонятных рисунков, уходили в самое-самое купоросовое небо. Они были такими старыми, что даже гудели, - все-таки тяжело держать в себе историю трех-четырех тысячелетий и молчать. Я даже не помню, как назывался тот храм, где-то неподалеку от карнакского. В программе его не было, наш единственный автобус заехал сюда почти случайно. Туристы разбрелись, потерялись среди колонн, а мне казалось, что я вообще один на один с поющими стенами, уходящими прямо в космос... Говорят, жрецам трудновато приходилось с медитациями: пустыня, скорпионы и прочие гады. Я заглянула в один из ритуальных закутков. Интересно, какие жертвы здесь приносили? Тень от портика падала, деля комнату пополам. Я стала - одной ногой в свет, другой - в тень, зажмурилась и загадала самое заветное. Тут же с портика слетела, шурша крыльями, незнакомая египетская птица. Клянусь, полминуты назад ее здесь не было!..

Память камня

Выходишь в аэропорту Хургады, а в глаза тебе бьет вот такенное золотистое светило! И жара, вот здорово - жара!

Полежала первые дни на пляже, а потом ринулась в египетскую эзотерику. Все-таки место здесь не простое, и Нил не просто так отделяется от Средиземного моря почти равносторонним треугольником. И треугольные пирамиды не просто так на плато Гиза выстроены - они в точности повторяют расположение нескольких звезд в созвездии Ориона. Якобы. И еще якобы, если сложить все периметры и длину граней, а затем вычислить корень и помножить на что-то, получится точное число километров до Солнца и Луны. Правда, некоторые недоверчивые агностики расстояния эти замеряли, и у них ничего не получилось. Не сработала формула.

Про пирамиды я знала, как мне казалось, много. Что самая большая из Великих - Хеопса, потом Хефрена (он унаследовал трон после Хеопса) и Микерина (наследника Хефрена). Чуть в стороне стоят еще шесть пирамидок мал мала меньше - в сравнении с их гигантскими соседями крайне несолидных, построенных в честь родственниц Хеопса, жен и дочерей. Изначально в "величайшей из великих" - Хеопсовой - было почти 147 метров, а в Хефреновой - на 4 метра меньше. Правда, когда смотришь на них со стороны, кажется, что все наоборот: вторая стоит на возвышении. Если верить историкам (а история Египта - дело темное и запутанное), воздвигали эти "чуда света" вовсе не рабы по принуждению, а свободные граждане, в качестве почетной обязанности. Ну, что-то вроде того, как пройтись в колонне демонстрантов мимо трибуны Мавзолея Ленина лет 20 назад. И весь этот "освобожденный труд" затевался неспроста: египтяне верили в то, что камень впитывает энергию человека, который с ним работал. Особенно зловреден в этом смысле гранит: он вообще "помнит" только один негатив. И если потом, спустя несколько тысячелетий, вы дотронетесь до него, дело ваше плохо...

В шестом веке до Рождества Христова греческий математик Фалес съездил по турпутевке в соседнее государство и был приятно поражен точностью расчета египтян. Он произвел замеры, ориентируясь на тень, которую отбрасывала пирамида Хеопса. Геродота же больше всего поразил "евроремонт". Все грани были облицованы известняком, казалось, что перед вами монолит, ни одной даже самой крохотной щелочки...

Усыпальница в аренду

Пирамида - лишь верхушка айсберга, половина ее "коммуникаций" проходит именно под землей. Эзотерики говорят, что ходы выходят к самым пирамидным макушкам и по ним струится космическая энергия. Так фараоны попадали в загробный мир, а жрецы решали свои насущные проблемы здесь, на земле. Пирамиды - это усыпальницы, а вот строить их в свою честь фараоны начинали, едва вступали на престол. И до самой смерти. Достроить успевали не все. Фараон Снофру отличился тем, что соорудил для себя целые две пирамиды. Теперь ученые ломают голову: зачем ему столько? Расстарался для супруги? Собирался сдать в аренду?..

Но вот ведь вопрос: пирамиды строили монархи разных династий и в разное время. Как там додумались таскать неподъемные каменные глыбы - вопрос, может, и мистический, а может, всего-навсего инженерный. А вот почему они вдруг бросили воздвигать гигантские строения и принялись хоронить друг дружку в Долинах царей и цариц, вырубая гробницы в скалах? Решили, что хватит? Разучились? Передумали?

Кондиционер

Пирамиды в Гизе - зрелище фантастическое. Вроде ты еще в грязном и многолюдно-суетливом Каире, а посмотришь в другую сторону - и попадаешь в другое измерение. Ощущение портят обилие туристических автобусов, билетная касса (вход - 10 египетских фунтов) и назойливые погонщики верблюдов: залезть - 1 доллар, слезть - 10, не то увезут в пустыню - и поминай как звали.

Попасть в пирамиду - это как повезет. Можете - в Хеопсову, а можете - в Хефренову. Очередь - живая, проход узкий: приходится сгибаться в три погибели и балансировать на некоем подобии лестницы, ведущей вниз. Туристы хохочут, шутят или ругаются, им душно и неудобно. Внезапно лестница заканчивается, и вы бредете пустым каменным коридором, изредка прерываемым шахтами непонятного назначения. Потом путь снова уходит вверх и заканчивается большой комнатой с потолком в виде домика - камерой царя. По виду она похожа на костел, с той только разницей, что в католических храмах не стоят пустые гранитные саркофаги со сдвинутой крышкой. В комнате маются арабы в длинных галабеях и высматривают страждущих экзотики туристов. Желаете помедитировать? Пятнадцать минут, не больше. Ну ладно, сегодня вам очень повезло: можно полчаса и прямо в саркофаге. Десять фунтов. Распродажа! А впрочем, вы так мне понравились, что сейчас я вам что-то покажу... И египтянин - отнюдь не древний - ведет вас козьими тропами куда-то к закрытой шахте. Чудесным образом отпирает дверь и заводит в новую камеру, с таким же саркофагом, но скрытую от толп туристов. Нежно принимает от вас долларов 10-20 и дозволяет в тишине и спокойствии полежать в египетском гробу, общаясь с невидимыми сущностями. Особенно возбудимые и чувствительные говорят, что теряют счет времени, пока занимают место мумий, давно отправленных в Каирский музей. Есть такая книга - "Посвящение" Элизабет Хейч, как раз про это. Я в саркофаг не ложилась. Все-таки эта штука - гранитная и не для меня делалась. В жрицы я не стремилась. А слишком глубоко проникать в тайны пирамид в мои планы не входило. Меньше знаешь - крепче спишь.

Но почувствовать, "работает" пирамида или нет, мне все-таки хотелось. Ну, в самом деле: можно сколько угодно толковать о созвездии Ориона и атлантах, а окажется, что египетские гиганты - всего лишь пустые каменные куличи в пустыне. Я выждала момент и спустилась в пустой коридор, пока там не было народа. Прошла несколько шагов по слабо подсвеченному мешку, и вдруг в ушах загудело, а сзади послышался ровный топот множества ног. Я оглянулась. Коридор был пуст. Топот превратился в марш - тихий, но воинственный. Я закрыла глаза и пошла вперед, ни разу не споткнувшись и не наткнувшись на стену. Я чувствовала, что сзади вышагивало десятка два солдат - в траурных париках, набедренных юбках, с копьями в жилистых руках. Впереди маршировали точно такие же - я видела их узкие мускулистые спины цвета молотого кофе. Внезапно я поняла, что солдаты меня конвоируют, но куда, зачем? Откуда-то я знала, что настроены они не враждебно, но и отпустить не отпустят, попробуй я вырваться. Я остановилась и почти физически почувствовала, как в бок, чуть-чуть повыше правой почки, мне уперлось тупое древко...

Вечером, лежа на крахмальной гостиничной простыне, я пыталась понять, что это было. Видение? Игра воспаленного воображения или фокусы пониженного давления? Когда через пару минут я оказалась снаружи, мир не перевернулся. Я была все той же, и третьего глаза на лбу не нащупала. И все-таки мне было как-то не по себе: не каждый же день тебя конвоирует по лабиринтам пирамиды фараонова стража!.. И тут передо мной как на экране возникла картинка: пирамида одного за другим исторгает из своего натруженного чрева запыхавшихся туристов. Вот дядька из нашей группы: его лысый затылок блестит от пота. Толстая тетечка в юбке в горох вытирает лоб платком сомнительной чистоты. Две девицы обмахиваются подолами футболок - под мышками и увесистыми молодыми грудями зияют темные пятна пота. Я перевожу взгляд на свои загорелые конечности. Гусиная кожа! Ногти на пальцах наполовину синие, будто я вылезла из холодного бассейна. Или комнаты с кондиционером, работающим на полную катушку...

Смотрите также: