Ща как "кину"!

   
   

Предприниматели нередко сталкиваются с мошенничеством. Особенно тяжело начинающим. Тем более девушкам. Ведь даже одна сделка с аферистами способна "потопить" вполне успешную фирму. Поэтому мы расскажем вам, какие виды мошенничества бывают и как уберечь свой бизнес от посягательств недобросовестных фирм.

Зависшие деньги

ОДНА из самых распространенных схем - задержка оплаты за предоставленные товары или услуги. "Редко какой руководитель удержится от соблазна "прокрутить" месяц-другой денежные средства", - рассказывает гендиректор торговой компании. Таким образом, пока вы ждете свои деньги, ваш "партнер" покупает дополнительную партию товара и получает дополнительную прибыль или просто кладет их в банк под процент. Вам же божатся, что денег нет, так как дела не очень хороши, но все вернут, надо лишь немного подождать.

Например, ГУБЭП задержала торговую фирму "Инфраструктура", которая за шесть лет работы "нагрела" больше тысячи коммерсантов. Она завлекала предпринимателей низкими ценами - где-то на 10% ниже, чем у конкурентов. Когда покупатель, оплатив товар, приезжал, чтобы его забрать, они отвечали, что, мол, он уже продан, и предлагали купить такой же на другой фирме по явно завышенной цене. Конечно, предприниматели отказывались и начинали требовать деньги назад. Однако договор был составлен так, чтобы все разбирательства проходили в арбитражном суде. А дела там рассматриваются порой годами. И хотя в конце концов деньги фирма возвращала, но фактически на полгода-год она получала беспроцентный кредит.

Один из способов борьбы с любителями "покрутить" чужие деньги - штрафы и пени за просрочку, которые обязательно прописываются в договоре. Кроме этого, постарайтесь четко описать услугу, которую вам должны оказать, сроки и способ оплаты. А заключая договор, обязательно необходимо убедиться, что представитель фирмы имеет на это полномочия. Бывают ситуации, когда контракт подписывается, например, заместителем директора, а он по уставу фирмы такими полномочиями не обладает. Вы заплатите деньги, но сделка будет признана недействительной. Деньги вам вернут, правда, в лучшем случае через полгода.

Роковые вагоны

БОЛЬШАЯ опасность - фирмы-однодневки. Они открываются по утерянным или украденным паспортам и никакой отчетности в налоговую инспекцию не сдают. По данным Министерства по налогам и сборам, из 3,2 миллиона юридических лиц отчитываются перед налоговиками только 1,6 миллиона. Фирмы-"нулевки" существуют лишь для того, чтобы совершать разовые мошеннические сделки.

Впрочем, их жертвами оказываются не только малоопытные новички. Для небольшой фирмы "Амур" с Дальнего Востока роковым стал несказанно выгодный контракт на распространение сахарного песка. У оптовика удалось получить целых два вагона сахара без предоплаты. Оставалось продать его мелким торговцам. Покупатель не заставил себя ждать - позвонил и заказал сразу 50 тонн. "Только деньги вперед", - потребовали "амурцы". Клиент согласился и на следующий день выложил на стол по всем правилам оформленную платежку из банка. Затем загрузил пару "КамАЗов" песком и был таков. А в "Амуре" сколько ни ждали денег, так и не получили. Платежное поручение из банка и печати оказались фальшивыми, а фирма была зарегистрирована на умершего человека.

Чтобы не попасть впросак, достаточно выполнить несколько "упражнений" на бдительность. Первый признак фирмы-"нулевки" - отсутствие офиса. Поэтому неплохо проверить его наличие. Полезно также взять у нового партнера телефоны клиентов, которые подтвердили бы качество его товаров или услуг. Двух-трех телефонных разговоров обычно вполне достаточно. Кроме того, можно позвонить в банк и выяснить, действительно ли банк выдал поступившее вам платежное поручение. Так, фирме "Амур" достаточно было сделать один звонок, и аферист был бы разоблачен.

Не будет лишним проверить фирму на наличие в официальном реестре юрлиц Министерства по налогам. К примеру, по Москве для этого нужно залезть в Интернет по адресу www.mosnalog.ru/registration/reg_extra.asp и набрать в ячейке название фирмы. Если фирмы там не окажется, то, скорее всего, это фирма-однодневка и с ней не стоит связываться. Есть еще в Сети базы данных, посвященные нехорошим предпринимателям, в практике которых уже встречались случаи надувательства. Один из таких списков лежит и пополняется на сайте spiski.narod.ru.

Куры второй свежести

НО, УВЛЕКШИСЬ проверкой надежности компании, не упустите из виду проверку качества покупаемых товаров. По информации ГУБЭП, махинации с продуктами - очень распространенный вид мошенничества. Недобросовестный поставщик может подсунуть вам просроченную партию продуктов или переклеить этикетки и выдать дешевый товар за более дорогой. Например, одна фирма, торгующая курами, шла на такую хитрость: когда истекал срок хранения тушек, она "закатывала" птицу в вакуумную полиэтиленовую упаковку, а в качестве даты изготовления ставила день упаковки. И продолжала продавать некондиционный продукт.

Поэтому не стесняйтесь вскрыть одну или несколько упаковок: тщательно осмотрите ее, принюхайтесь. Если заметите на упаковке несколько слоев наклеек, постарайтесь добраться до первоисточника. Также требуйте у продавца предъявить сертификат качества, причем лучше в подлиннике - ведь ксерокопию довольно легко подделать. И еще имейте в виду, что все цифры, указанные в документах на партию, должны совпадать с цифрами на этикетках.

Впрочем, мы рассказали лишь о самых ходовых схемах жульничества. А их куда больше, и бывают они весьма экзотическими. Например, ООО "Мефистофель" рассылало россиянам письма с предложением обменять душу на исполнение самых актуальных желаний. Причем в письме говорилось, что если желание исполнится, а душа в течение месяца не будет выкуплена назад, то она перейдет в собственность фирмы. Расчет был прост: обязательно найдутся люди, у которых желания исполнятся своим чередом, и они в страхе потерять душу раскошелятся на выкуп. Естественно, к осуществлению желаний ООО "Мефистофель" не прикладывало никаких усилий. Таким образом житель Самары добровольно расстался с 5 тысячами долларов. А, по данным МУРа, фирма заработала почти 1 млн. долларов.

Поэтому используйте наши советы, но не расслабляйтесь и держите ухо востро. Жулики на выдумки очень горазды.


Стоит насторожиться, если...

  • Партнер торопит с заключением сделки.

  • Паспортные данные человека, с которым вы ведете переговоры, не совпадают с данными в документах фирмы.
  • Предлагаются необыкновенно выгодные условия сделки.
  • Клиент предлагает слишком большое количество услуг. Средние фирмы, как правило, специализируются на одном - максимум трех направлениях.
  • В истории фирмы есть загадки и темные пятна.
  • У фирмы нет офиса, но при этом она настаивает на предоплате.

Смотрите также: