Что делать с монстрами из мультика?

   
   

- Мама, мне страшно, - жалуется ребенок, разбудив вас посреди ночи. - Мне приснились воздушные демоны. Они хотели меня схватить...

Откуда взялись эти самые демоны, вам, конечно, понятно: не далее как вчера вечером сын или дочь смотрели очередную серию сериала, где какие-то страшилища похитили детей и держали их в подземелье. Конечно, потом добрые колдуньи этих страшилищ уничтожили, но в памяти ребенка они остались. Они живут в воображении наших детей, они влияют на их внутренний мир. Понятно, что не самым лучшим образом. Но мы родились именно в эпоху телевидения, и оно существует. Что же нам, родителям, делать? Отдать детей на растерзание ужасным демонам? Или запретить смотреть телевизор? И почему для наших детей так привлекательны самые примитивные "ужастики"?..

- СОВСЕМ запрещать смотреть телевизор не стоит - все равно это не получится, - считает педагог-психолог психологического центра "Исток" Елена Климачева. - Но если общение детей с этим "чудом техники" пустить на самотек, они действительно увидят все самое худшее. В большинстве "злых" мультиков персонажам позволено абсолютно все: они беспощадно колотят друг друга, обзывают, подстраивают всяческие гадости, даже убивают. Словом, живут в мире, где не существует никаких запретов. Вот это-то и привлекает детишек. Особенно тех, кто по разным причинам сам не имеет возможности открыто выражать свою обиду, гнев, злость, страх. Но ведь для этого есть гораздо более здоровые способы!

Учите детей говорить о своих чувствах, и пусть они не стыдятся открыть свои переживания самым близким людям - родителям, - настоятельно советует психолог. - Ваш авторитет не пострадает, если ребенок сможет сказать: "Я обиделся на тебя потому, что...", "Я рассердился на друга за то, что..." Выслушать, вникнуть - обязательно! Можно предложить нарисовать "сердитый" или "обиженный" рисунок. А потом порвать на мелкие кусочки или сжечь. Очень хорошо помогает! А еще полезно побить, например, подушку, представляя себе своего обидчика или "врага". Конечно, ребенок не разлюбит после этого смотреть "страшилки", но все-таки объективная потребность в таких зрелищах у него заметно уменьшится.

Вообще практика показывает, что если с ребенком что-то не так, причину надо искать в семейных проблемах. Был случай, когда на консультацию привели семилетнего мальчика, которого преследовал страх... перед свиньями и всем, что с ними связано. Свиньи нападали на него в ночных кошмарах, он боялся есть колбасу, в которой могло оказаться свиное мясо. На первый взгляд могло показаться, что это проявление психического заболевания. Но после подробной беседы с мальчиком и его родителями выяснилось, что вся любовь и ласка в этой семье достаются его младшей сестре. Ее и на ручках носят, и сказки на ночь читают. А старший только и слышит: "Ты большой...", "Ты должен сам..." И только когда он однажды проснулся среди ночи с воплями и рыданиями, мама взяла его на руки, прижала к себе. Мальчику ничего и не оставалось, кроме как (конечно, бессознательно!) начать пользоваться этим неожиданно достигнутым эффектом каждую ночь. Ну а "ужастик" о свирепых свиньях, из которого он позаимствовал этот образ, стал только формой, в которую вылились его переживания... Снять страх можно, для этого существуют достаточно эффективные методики. Но если ситуация в семье не изменится, на смену одному страху очень скоро придет другой. Ну не может ни один ребенок обойтись без уверенности в том, что его любят!

И, конечно, задача взрослых - помочь ребенку выбрать, что стоит смотреть, а что - нет. Есть ведь хорошие детские познавательные, научно-популярные передачи, есть добрые фильмы. Есть всеми любимые старые отечественные мультики. По мнению психолога, они не только красиво нарисованы. Важнее всего то, что они помогают маленькому зрителю понять, "что такое хорошо и что такое плохо". Но лучше всего, если вы смотрите телевизор вместе с ребенком. Ведь, например, трехлетнему зрителю даже в мультике про Машу и Медведя понятно далеко не все, ему требуются пояснения. Нынешний школьник не все поймет в самых лучших детских фильмах советского периода (хотя бы потому, что не застал ни пионерскую организацию, ни комсомол), не говоря уже о картинах, посвященных более далекому прошлому. Мы уже в пять лет хорошо представляли себе, кто такие красные и белые, русские и немцы. Современным детям это нужно объяснять. Так что смотреть нестареющих "Неуловимых" или шедевр советского кино "А зори здесь тихие...", конечно, нужно вместе с мамой или папой (по крайней мере в первый раз).

У вас нет времени? Вам удобнее, когда ребенок сидит у телевизора, не шумит, не бегает, не мешает? Но если он смотрит передачу, которая ему явно не по возрасту и непонятна, и при этом не задает никаких вопросов, он не просто убивает время, а приучается пропускать речь мимо ушей, не вникая в ее смысл. К сожалению, потом такое отношение начинает распространяться на речь родителей и педагогов: заброшенные дети теперь растут не только на улице, но и у телевизора.

Если вы очень заняты, разговаривайте с ребенком хотя бы "на бегу": "О чем был этот мультик?", "Я не поняла, из-за чего там случилось то-то и то-то?", "Как ты думаешь, почему этот герой так себя повел?" - и т. п. Это поможет сыну или дочери осмыслить увиденное.

Однако даже самых хороших передач ребенку не нужно слишком много. Одного часа в день вполне достаточно. Ведь сидение у телевизора нельзя считать отдыхом после школы или выполнения домашнего задания: работают те же участки мозга, и тело так же неподвижно. Чтобы по-настоящему отдохнуть, надо попрыгать, побегать, погулять. Кстати, дети, которые после школы занимаются спортом, танцами, музыкой, рисованием, техническим творчеством, находятся в более выигрышном положении: они не только приобретают полезные знания и навыки, но и не имеют времени подолгу сидеть у телевизора. И при этом им практически некогда скучать.

Смотрите также: