Как реагировать на детскую брань?
Моя пятилетняя дочь ужасно ругается. Если разойдется, остановить ее невозможно. А ведь она прекрасно знает, что это плохие слова!
Ольга Ялова, г. Москва
РАНО или поздно каждый ребенок приносит домой "изящные" выражения, шокирующие взрослых. И это понятно, ведь малыш начинает проводить часть времени отдельно от семьи: в детском саду, в студиях, в гостях у приятелей... Теперь он подмечает все, что говорят взрослые на улице, в магазине, в транспорте... Теперь он подвержен разным влияниям.
Пять-шесть лет - время очень активного освоения окружающего мира и усвоения тех моделей поведения, которые приняты в обществе. Обычно дети достаточно быстро понимают, какие слова можно произносить в присутствии членов семьи, а какие - нет. Но бывает, что ребенок упорно продолжает ругаться. О чем свидетельствует такое поведение?
Чаще всего это бывает проявлением демонстративности, когда ребенок хочет выделиться, противопоставить себя окружающим, показаться взрослее и независимей, чем он есть на самом деле. Тогда нужно, с одной стороны, помочь ему самоутвердиться, поскольку демонстративные люди на поверку оказываются очень неуверенными в себе. А с другой, резко отрицательно отреагировать на его выкрутасы, в частности, на ругательства. Самое действенное средство - это прекратить разговаривать с ребенком (естественно, объяснив ему причину такого своего поведения).
В жизни же часто получается наоборот. Ребенок говорит плохие слова, желая привлечь к себе внимание, а взрослые притворяются, будто не замечают его "перлов", и ведут себя как ни в чем не бывало. Тем самым они еще больше его раззадоривают. Целесообразней четко определить ситуацию.
Пусть ребенок поймет, что когда он вежлив, окружающие это ценят и в ответ стараются его порадовать. Когда же "изо рта у него сыплются лягушки", у них пропадает всякое желание иметь с ним дело. Нормальные дети усваивают этот урок моментально, нужно лишь проявить последовательность.
Сложнее обстоит дело с возбудимыми и расторможенными детьми, а также больными психопатией и шизофренией. Такие дети, войдя в раж, уже не контролируют себя. Конечно, их тоже следует учить сдерживаться, но надо иметь в виду, что они часто НЕ МОГУТ сдержаться. Это не капризы, а болезнь. И педагогические приемы в данном случае необходимо сочетать с лечением.
Хитрый ревнивец
Мой сын отказывается без меня делать уроки. Поэтому мы с ним занимаемся по вечерам допоздна, и безумно от этого устаем. Пожалуйста, подскажите, как с этим бороться.
О. Харитон, г. Чернигов
ПРОБЛЕМА приготовления уроков - самая острая для многих родителей младшеклассников. В том, что ребенок отказывается работать самостоятельно, взрослые часто видят лишь капризы и лень.
Конечно, бывает, что избалованный ребенок просто садится взрослым на шею, и тогда необходимо применить разумную строгость. Но очень часто за отлыниванием от уроков скрываются совсем иные причины. Например... ревность. Ребенок ревнует мать к работе или к кому-либо из членов семьи и старается привлечь таким образом ее внимание. Что ему, как правило, удается, хотя счастья это никому не прибавляет, поскольку нормальное общение с матерью вырождается в бесконечные скандалы.
В подобных случаях нужно постараться действительно уделять ребенку побольше времени, но поставить это в зависимость от выполнения им определенных задач. "Если быстро сделаешь уроки, мы с тобой поиграем, почитаем, побеседуем". В большинстве случаев этот нехитрый прием срабатывает. Нередок и другой вариант. Ребенок начинает "лениться", пасуя перед трудностями.
Пару раз, столкнувшись с неудачей, многие дети предпочитают вообще отказаться от инициативы на этом поприще, нежели снова терпеть поражение. И тут следует, во-первых, запастись терпением, а во-вторых, помогать ребенку. Помогать до тех пор, пока он САМ не изъявит желания поработать самостоятельно. Процесс этот долгий, но иного выхода нет. Важно не раздражаться и не приклеивать ребенку ярлыки "лентяя" и "бестолочи". Как только он почувствует себя более уверенно, ему самому захочется обойтись без вашей помощи. Так что ваша задача - вселить в него эту уверенность.