Как привить ребенку иммунитет ко злу? Как оградить еще "не устоявшегося в добре" подростка от искушения выбора между добром и злом?
Наш сегодняшний собеседник - детский психиатр, священник Георгий РОМАНЕНКО.
- Отец Георгий, сейчас многие люди в растерянности: какие фильмы можно показывать ребенку, а какие для него вредны? Ведь часто даже в неплохих на первый взгляд фильмах можно нарваться на не совсем нравственные, мягко говоря, вещи. Каков должен быть критерий отбора?
- Культура либо разрушает психику человека, либо созидает ее. Третьего не дано. Внимательному родителю достаточно взглянуть на ребенка после просмотра фильма, прочтения книжки, чтобы понять, какое воздействие (позитивное или негативное) оказали они на малыша, подростка или юношу.
Если ребенок после мультфильмов становится более уравновешенным, ласковым, спокойным, а иногда даже более застенчивым - то ясно, в его душе они отозвались добром. А если после иных телеинформационных воздействий пошли препирательства, непослушание, крики, хитрость, обман - значит, ребенок получил не те плоды, которые нам хотелось бы видеть.
- Общим местом стало сетовать на повышенную нервозность, непослушность, а то и неуправляемость наших детей. Бывает, даже 5-летний малыш дерзит, как трудный подросток. Отчего же они так вызывающе непослушны?
- Начнем с самого маленького возраста. В детский сад люди приходят чаще с еще нетронутой душой. Многие родители возлагают надежды на воспитательницу, которая, увы, мало что может дать детям - во всяком случае, семьи в воспитательной работе она не заменит. Но очень многое может дать и дает телевизор - и уже с 2-3-летнего возраста дети с удовольствием наблюдают, как "картинки" бегают, шумят, галдят. И видят на этих "картинках" настоящий садизм - в фильмах убивают и плющат кота, рвут на части мышонка, весело бьют друг друга по голове кошечки и собачки. Видят кривлянья, ужимки, почти непрестанные драки - то есть то, что не должны видеть: смерть, убийства, кровь, интим, к которым потихонечку, исподволь приучают их взрослые дяди, не понимающие, что творят, или наоборот, слишком хорошо понимающие.
Учитывая, что около 85% детей рождаются с родовыми травмами, около 90% московских малышей - с признаками минимальной мозговой дисфункции, с косвенным нарушением мозгового кровообращения, можно говорить о повышенной нервной возбудимости ребятишек. Кроме того, многие папы и мамы сейчас увлекаются массажем - а он в этом возрасте чрезвычайно опасен (это мне известно по моему личному опыту), поскольку мозг и так возбужден, массаж же возбуждает еще сильнее. Что может случиться с ребенком, который почти всегда находится во взвинченном состоянии, когда он наглядится взбудораживающих фильмов в детсаду и дома? Скрытые заболевания, связанные с родовой травмой, начинают проявляться: это и двигательная возбудимость, и гиперактивность, и плаксивость, а иногда, наоборот, апатичность, злобность плюс к этому наследственный характер родителей - в большинстве случаев возбужденных, немилосердных, нетерпеливых.
- А как проявляются симптомы этих заболеваний?
- Появляются страхи, нарушения сна, плаксивость, раздражительность, которые в дальнейшем будут мешать ребенку формировать свой характер, а родителям - мешать воспитывать ребенка. Это проблема очень серьезная! И если с детства не оградить ребенка от таких программ, то к юношескому возрасту он может стать психостеником, истериком или же психопатом.
- После просмотра мультфильма девятилетняя девочка жаловалась, что у нее в голове "всегда сидит привидение". Как с точки зрения психиатрии можно прокомментировать этот случай?
- По описанию, без знакомства с историей болезни сказать что-то конкретное трудно. Но ребенок, скорее всего, был предрасположен к какому-то заболеванию, быть может, даже наследственному. Просмотр таких мультфильмов подорвал психику девочки и спровоцировал раннюю форму какого-нибудь недуга, который в ней дремал.
Родителям стоит обратить внимание еще на один аспект вредного воздействия мультфильмов - они подавляют силу воли. У детей после просмотра вначале проявляется активность - они бегают, резвятся, но через некоторое время надолго становятся апатичными. Они не хотят ничего делать, равнодушны к уборке кубиков, своей постели. У них появляется какое-то противодействие, когда родители, близкие заставляют их что-либо делать. Они ждут еще одну дозу сверхвпечатлений - это, так сказать, малая зависимость. Можно представить, во что это выльется в дальнейшем.
Можем ли мы гарантировать, что, глядя на свирепые выражения мордашек "героев" мультфильмов, на подленькие, шкодливые "шутки", маленький человек не станет черствее, не привыкнет к гадостям? Не их ли мы видим, "детей западных мультиков", когда они в школах увлеченно играют в "Приколы от Альфа"? Игра заключается в том, чтобы как можно изощреннее сделать какую-нибудь неприятность другу, испугать девочку - например, положить другу яйцо в карман и хлопнуть по карману. "Приколы" построены на том, чтобы сделать гадость, обмануть, обхитрить человека. То, что у нас считается пошлостью и наглостью, у них - вполне нормальное явление. Идет ПЕРЕКОВКА сознания ребенка, где добро и зло меняются местами. Чтобы мы жили среди грубости и подлости и наше общество стало таким же. Дети искренне веселятся, не замечая скверного смысла этих "шуточек". А родители и не догадываются, какие картинки-инструкции покупают вместе со "жвачками" их чада...
- А что можно сказать о молодежных и подростковых сериалах?
- Там обыгрываются самые низменные страсти: вранье, развращение, ревность, зависть, злоба, которые даются как установки - чтобы жить было "легко". Сплошные крики, ссоры, ругань. Добра, послушания родителям, любви - там нет. Там все четко сориентировано на одно: развратить ребенка, сделать его психопатом, чтобы в дальнейшем легко было им командовать. У ребенка на всю жизнь в сердце останется все, что он просмотрел: любой фильм, журнал. И хоть человек потом может смотреть другие фильмы, вести вроде нормальный образ жизни, все равно психика остается нарушенной, и он будет обращаться вниманием, памятью, чувствами к этим грязным вещам.
- Какие последствия могут быть от телерекламы, которую нам навязывают, врезая даже в фильмы для детей?
- Действие рекламы, как сказал один создатель рекламных роликов, должно базироваться на двух китах: страсти полового чувства и страсти денег. Вы нигде не увидите рекламу, основанную на добрых душевных качествах. Здесь либо одеваются и раздеваются, либо возвеличивают деньги - что-то получишь, будешь отдыхать, поймаешь удовольствие, радость и веселье. Главное - удовлетворить свои страсти, пусть весь мир подождет! Возьмите сюжет со "спасателями", выключившими видеотелефон взывающей о помощи девушки и начавшими пить пепси-колу. "Жажда" важнее, чем жизнь человека.
Реклама - страшное дело. Мало того, что человеку вдалбливают: без того, что рекламируют, он просто жить не может - в сознание вбиваются стереотипы, совершенно чуждые нашему сознанию. Станет наш мальчик подставлять мышеловку дедушке, который потянулся за ЕГО куском сыра? А дед, чья рука оказалась покалеченной мышеловкой, нисколько не сердится на любимого внучка: этакий, дескать, шалун. Мы должны понять, что и наши дети скоро воспримут такой садистский образ взаимоотношений, если мы не поймем, что детскому сознанию РЕКЛАМА КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВОПОКАЗАНА!
- Так как же оградить ребенка от влияния негативной информации?
- Очень старый опытный педагог сказал простую вещь: чтобы хорошо воспитать ребенка, надо все ему запрещать. Не подавлять и унижать ребенка - ни в коем случае! - а ВСЕ запрещать в том смысле, чтобы он с детства учился на все брать разрешение: "Могу я взять твой инструмент, папа?", "Могу это сделать?". Тогда ребенок будет спрашиваться и слушаться. А если разбил - "ну, ничего!", украл - "ну, ничего!", соврал - тоже ничего, то это не воспитание. Так воспитывать легко - себе же могильщика.
Если же вы с детства приучите ребенка спрашивать, что можно, а что нельзя, то будете показывать ему и на видео только то, что считаете нужным. Если не можете контролировать телевизор - отключаете антенну и показываете только видеофильмы. - Ты, сынок, смотреть этот фильм не будешь, он плохой. - Почему?
- Потому что я считаю - он плохой. Объяснять долго не надо:
- Быстро пройдет время и ты вырастешь - будешь решать сам, что смотреть. А в данный момент я несу за тебя ответственность. И буду воспитывать тебя, как считаю нужным. Твердо и с любовью.
Если же у вас достаточно доверительные отношения с ребенком, если он достаточно воспитан, чтобы позволить ему смотреть телевизор без опасения, что он увлечется недозволенным, то все равно нельзя доверять ребенку выбирать передачи самому. Надо очень строго выбрать только те фильмы и передачи, в безопасности которых вы стопроцентно уверены. Телевизор должен включаться только в это время! Ребенку нынче небезопасно смотреть даже новости - в них могут быть ужасные по подробностям репортажи о катастрофах, убийствах, которые совершенно не для детских глаз и ушей.
- Сейчас многие родители жалуются, что дети мало читают и радуются тому, что этот пробел восполняется такими журналами, как "COOL". Как вы относитесь к такому чтению?
- Увы, наши дети с удовольствием смотрят и читают этот журнал, заполонивший все киоски (я даже видел, как один папа покупал его своему 12-летнему сынку - мол, почитай и не приставай ко мне в электричке!). Что они видят в этом журнале? Оказывается, "интересные" вещи. И написаны они, сразу скажу, не детьми.
Под видом публикаций о макияже и моде - маленькие вкрапления, штришки, которые оставляют в психике огромные рубцы: пропаганду онанизма, "легких" наркотиков, заметки против морали. Здесь учат втихаря обманывать родителей, окружающих, хитрить, а если говорить правду - то прямо в лоб, без разбора! Всем этим они навязывают ребенку нездоровый стереотип поведения, воспитывают БОЛЬНУЮ ПСИХИКУ, которая приводит к моральной инвалидности.
В этих журналах есть только два типа поведения подростка. Первый - это когда девочка всех посылает на "три буквы", всеми командует. Второй - это девочка забитая, "зачуханная", не нужная никому, несчастная, с комплексами. И то и другое - психически ненормальное поведение. Но воспитывается именно оно. Чтобы уничтожить комплексы и стать развязной. Ведь развязная никогда не станет скромной.
Если мы внимательно полистаем подобные журналы с точки зрения опытного врача, то увидим патологию во всем... На фотографиях люди сняты в неестественных позах (высовывает язык, изгибается, дергает себя за уши, трет нос, кривит рот, из которого вытекает слюна). Это позы людей ненормальных: либо шизоидов, либо психопатов или истериков. Так человек не может себя вести - так широко открывать рот, так улыбаться. Больные лица! "Искрящиеся" глаза всех снятых светятся не любовью, лаской и добром, а выражают одно: жажду денег и удовольствий.
Не говорю уже о текстах этих журналов, которые действуют на подсознание. Один учитель рассказывал о психологии детского восприятия:
- Я весь урок объяснял детям работу компьютера. И два раза сказал какие-то незначительные слова, не относящиеся к уроку. Решил спросить у детей: что запомнилось из урока. Я был поражен: 45 минут говорил, а из всего запомнилось только два посторонних слова. Именно они запали в душу.
Так и в журнале: среди публикаций о моде и музыке дети улавливают приманку "двух слов", которые хотят в них вложить. Вроде говорят: да, плохо быть раздражительной, а рядом девочка описывает: "Я ему так ответила - как вдарила!". То есть зла пожелала - и стало хорошо, приятно! Пишут: да, нельзя поступать плохо и другие банальности, а описанием дел предлагают - разбей стекло или же оскорби отца и мать, соври. Героиня как бы утверждает: мол, я соврала и ты соврешь!
- Какие последствия будут, если нормальная неиспорченная девочка прочитает в журнале написанный якобы ее сверстницей дикий вопрос: "Как быть, если у меня ребенок от моего отца?"
- Ребенок испытает сначала шок. Да и не только ребенок. А если девочка не воспитана в строгих моральных нормах, то проявит затем любопытство и, может быть, если эта тема будет муссироваться дальше, девочка подсознательно начнет думать нехорошее: а может, и мой папа обратит на меня внимание? Последствия от таких грязных публикаций могут быть самые разрушительные.
Тот же механизм манипуляции сознанием применяется и во многих телепередачах: для начала - шок, а потом "протаскивание" нужной идеи. Возьмите телепередачу "Моя семья", где специально на обсуждение выносятся такие темы, о которых нормальному человеку даже слышать противно. Например: если взять и убить всех детей в нашем доме - это хорошо или плохо? И начинают говорить: "Да, да, это плохо, плохо". А встает одна дама, купленная за деньги, и говорит: "А что, может, не всех детей из нашего дома убить, а только человек 20 - все равно они вырастут плохими". И все подхватывают: "Да, надо 20!", "Хватит и 10!".
То есть специально подбрасывают скверную, гнилую тему, чтобы это было на слуху, чтобы слушали и внимали, чтобы отбить у подростка высокие чувства, чтобы развратить, чтобы превратить его в скотину. Навязывается стереотип поведения, при котором грех размывается, осознание плохого поведения пропадает.
Для чего все это делается? Если мы превращаемся в животных, то нами легко манипулировать, нас легко зомбировать, нами легко руководить - мы подвластны тем инстинктам, которые они в нас вбили с детства. А если человеку, как животному, кинули поесть-попить, дали минимум для примитивных удовольствий - и он уже счастлив, никуда не влезает.
Хотим мы или не хотим знать это, но простая медицинская реальность: действие подобных журналов, многочисленных сериалов направлено на то, чтобы развратить психику ребенка, сделать его кем угодно: психопатом, истероидом, неврастеником - но только не нормальным, уравновешенным подростком, готовым защитить мать, отца, Родину.
Еще раз, как специалист, подчеркну, какой вред это приносит. Психика ребенка в подростковый период еще не созрела, у него нет в полном объеме доброты, милосердия, стремления защищать семью, Родину - не потому что он плохой - нет! - но потому, что у него еще не созрели высшие эмпирические качества, которые созревают примерно к 21 году. Рассудите сами - если ваш ребенок попадает (не дай Бог!) в среду детей, которые развращены педофилией, воровством и т.д. - то, общаясь с ними, он выйдет из их среды, видя мир через призму того греха, который ему с детства вложили. Поэтому наша задача - любого отца, матери, государства, общества - сохранить психику ребенка целомудренной, нетронутой, неразвращенной.