Научите ребенка учиться!

   
   

Российский ученый, невропатолог Вейн обнаружил особую детскую фобию, которую он назвал "седьмое сентября". На первой неделе учебного года дети еще мало волнуются. Но вот пошли первые оценки, и у некоторых поднимается температура, болит голова. И так до каникул. А дальше - больше. Невропатолог уже ставит диагноз: ученический невроз. О том, что вызывает эти "школьные" неврозы и как их избежать, мы беседуем с Нинель ЧУТКО, профессором Института повышения квалификации и переквалификации учителей Московской области.

- Я считаю, главная причина школьных неврозов в том, что дети не умеют учиться. Не владеют так называемой "учебной деятельностью".

- Что же это за умение?

- Видите ли, дошкольник развивает свою личность в играх. А первоклассник - в учении. Это для него ново, порой просто шоково. Не преподай ему родители, учитель навыки умственной деятельности, он пустит в дело только свою способность к пассивному и механическому запоминанию - "зубрежку". А информации сейчас в школе по разным предметам столько, что ее не только всю запомнить нельзя, но и невозможно прочесть. Если же ее все-таки попытаться запомнить, перенапряжение может привести к нервному срыву. И тут в большей степени страдают именно добросовестные дети. Но самое ужасное - спроси сегодня самих учителей, что такое "учебная деятельность", многие из них скажут, что они этого не знают! Ведь мы только сейчас на своих курсах в институте начинаем подходить к методике правильного обучения.

- Значит, проблему перегрузки можно решить?

- Да. Дети сами могут себя разгрузить. И начинать учиться этому нужно уже в первом классе, а еще лучше - в подготовительной группе детского садика. Сначала следует научить ребенка наблюдать, слушать и читать. Он должен уметь выслушать педагога и понять суть его задания. Потом - обдумать способы и средства его осуществления. Это первый блок умений - информационно-ориентировочный. Второй - умение анализировать, синтезировать, абстрагироваться и обобщать. Вычлени главное из услышанной или прочтенной информации, соедини ее с главным предыдущих уроков, сравни, найди сходство, различия. И тогда запомнится суть, а не третьестепенное. У нас же сейчас даже многие старшеклассники не умеют озаглавить текст, потому что не способны найти в нем главное. Просишь пересказать, они либо рассказывают о возникших у них ассоциациях, либо просто дают свою эмоциональную оценку "понравился - не понравился". Наконец, третий блок умений - самоконтроль, самооценка. Очень важный этап. Еще известный детский писатель и педагог Януш Корчак говорил: никогда не следует драматизировать ошибки детей.

- Но что делать, если даже в домашнем задании по русскому языку у детей по двадцать ошибок?

- 70% учителей главную причину неуспеваемости учащихся видят в их невнимательности. На своих уроках (я преподаю историю) разрешаю детям найти и поправить собственные ошибки красной ручкой, а сама после этого проверяю написанное зеленой. И чем меньше впоследствии бывает красных исправлений, тем меньше и зеленых. Нельзя подменять самоконтроль контролем учителя или родителей. Нельзя ориентировать детей только на правильный ответ. Ошибки неизбежны! И потом взрослым следует различать итоговый контроль и текущий, пошаговый. Нельзя травить детей двойками! Ведь плохие оценки порождают в детях школофобию и, как следствие, невроз.

- Значит, первыми учителями ребенка по предмету "правильная учебная деятельность" могут быть уже родители?

- Конечно. У нас ведь традиционно в первых-третьих классах сначала учат только счету и развитию техники чтения. Даже не осмыслению прочитанного. И лишь затем - наблюдению и слушанию, хотя именно слушанию принадлежит в общении большая доля, нежели чтению. А нет мышления - нет и речи. Известный педагог Выготский говорил: "...Исследуя то, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня". Этому "самостоятельному", как правило, научили ребенка еще дома - родители. Учителя же таких самостоятельных детей очень любят и поощряют их пятерками. С ними легко. Они, как правило, уже умеют читать и писать. Педагоги даже не понимают, что этих умений ребенку не хватит в последующих классах. И что, оценивая только их, педагоги замедляют рост детского интеллекта!

- Но как правильно вести себя учителю начальных классов?

- С детьми надо со-труд-ни-чать! А сотрудничество предполагает доверие и допускает самоконтроль ученика. Причем всем, и умным, и пока "не очень умным". Эта помощь нужна и для того, чтобы научить, и для того, чтобы снять страхи ребенка перед новым материалом. Помощь бывает стимулирующей - это когда педагог уточняет суть задания, "подключает" к нему внимание ребенка. И обучающей - в совместном выполнении задания, потому что ребенка нельзя оставлять в ситуации, когда он не знает, как выполнить задание. И направляющей, которая ведет детей от совместного со взрослым первого, операционного шага к самостоятельному. Если же работа кажется ученику слишком легкой и он не нуждается в помощи педагога, следует увеличить степень ее трудности, иначе его развитие задержится! Поэтому еще в начале первой четверти учитель должен посмотреть, какими умениями учебной деятельности владеет каждый его ученик, и восстановить пробелы. Надо помнить, что среди людей с больной психикой пятьдесят процентов приобрели свои неврозы не генетически, а в течение жизни. Значит, этих неврозов вообще могло не быть. А ведь детские страхи переходят и во взрослую жизнь.

- А какие у вас в детстве были фобии?

- Я очень боялась, когда меня просили пересказать текст. Многие учителя не знают, что у каждого из нас время перехода информации из кратковременной памяти в долговременную разное. Есть память произвольная, а есть непроизвольная. Произвольную надо еще уметь включить. Один усваивает материал урока сразу, другой - в течение нескольких часов и даже дней. А в конце урока учитель уже ведет опрос, чтобы понять, кто что понял из его объяснения. И порой тут же ставит оценки. Ошибка! Человек не может расплачиваться за свои природные особенности двойками! Кроме того, поймите и самого ученика. Он в шоке: "Почему я не могу запомнить, если Иванов запомнил?" В итоге - повод к неврозу. А за что? За некомпетентность педагогов - вот мой ответ!

Смотрите также: