Раньше у нас в стране близняшки появлялись на свет один раз на 80-100 родов. Из них треть была однояйцовые, остальные - разнояйцовые. Но это было раньше, до распространения метода искусственного оплодотворения. При ЭКО - так этот метод называют врачи - разнояйцовые близнецы рождаются очень часто. И чем шире будет применяться такой метод лечения бесплодия, тем больше будет близнецов. Но близняшки развиваются не так, как обычные братья и сестры, они по-другому строят отношения с родителями и окружающими людьми...
О проблемах, которые типичны для семей с детьми-близнецами, рассказывает ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, кандидат психологических наук Надежда Михайловна ЗЫРЯНОВА.
Свой микрокосм
С САМОГО рождения близнецы как бы настроены друг на друга, они - единое целое, симбиоз. Крохотный младенец, который еще не умеет ползать, всегда умудряется повернуться в кроватке так, чтобы быть как можно ближе к своему близнецу. Осваивая речь, близнецы сначала говорят про себя "мы" и только потом учатся говорить "я". Они позже других детей узнают себя на фотографиях и в зеркале. Позже начинают называть свое имя, откликаются не только на свое, но и на имя близнеца.
Близнецам не нужны слова, чтобы понять друг друга: достаточно взгляда, жеста, мимолетной гримасы... Очень часто они пользуются "автономной" речью, не понятной для окружающих. В этом не было бы ничего плохого, если бы обычная правильная речь у близняшек развивалась тоже. Но в том-то и дело, что развитие речи начинает от сверстников отставать, а значит, отстает и умственное развитие в целом.
Внутри своего микрокосма близнецы распределяют роли. Например, один может полностью отвечать за общение с внешним миром. Он берет на себя функцию договариваться с другими людьми от лица пары. Второй же молчит и совершенно не получает навыков общения. А как-то в Психологический институт на консультацию привели мальчишек-близнецов, один из которых считал за себя и за брата, а другой за обоих писал. И они искренне не понимали, зачем им учиться делать одно и то же. Подобное распределение ролей в близнецовой паре может сохраняться все детство и юность, а потом, когда близнецы вырастают, оказывается, что они и во взрослой жизни не могут друг без друга: не готовы создать собственные семьи, отказываются учиться, работать или служить в армии по отдельности, их контакты с другими людьми ограничены.
Трудности родителей
БЛИЗНЕЦЫ выступают в семье как очень сильная и сплоченная подгруппа, потому что в ней есть "второй, такой же, как я". И если родительский союз слабый, они могут его расшатать и начать успешно родителями манипулировать. Часто близнецовая подгруппа объединяется с одним из родителей и заставляет его играть по их правилам.
Если близнецы - мальчики, они обычно объединяются с мамой, потому что она лучше видит их различия. Тогда отец оказывается изолированным, отстраненным от семейных дел. А мать, чуть только пытается настоять на своем мнении, из подгруппы мальчиками изгоняется - они перестают ее слушаться. Девичья же пара нередко бывает настолько сильна, что и оба родителя с трудом с ней справляются. Близнецы-девочки - "звезды", они с младенчества в центре внимания и восхищения, и их не минует "звездная болезнь". Родительской паре приходится действовать очень согласованно, мудро и гибко, чтобы не потерять лидерства в семье.
Если близнецы разнополые - в паре лидирует девочка, потому что девочки быстрее развиваются: раньше начинают ходить, говорить, взрослеть. Как это ни покажется странным, но разнополые близнецы с годами все больше и больше становятся похожими друг на друга: общие интересы, совместные занятия постепенно их делают равными по интеллекту и одинаковыми по характеру. Однако период взросления проходит не всегда гладко. Девочка раньше созревает, влюбляется, начинает дружить со старшими мальчиками, а брат остается один на один со своими детскими интересами и болезненно переживает изменение отношений с сестрой. В таком случае папе надо объединиться с сыном, а маме с дочерью. Между прочим, из разнополых близняшек потом получаются прекрасные мужья и жены, они очень хорошо понимают своих "половин".
Поступать надо так
ЧТО ЖЕ делать семье, чтобы каждый из ее близнецов вырос полноценным человеком и состоялся как индивидуальность? Прежде всего воспринимать его как личность, а не как половинку единой пары, и следить, чтобы окружающие поступали так же. Понятно, что легче купить малышам одинаковую одежду, но все-таки лучше одевать их по-разному. Похожим как две капли воды - сделать различные стрижки. На день рождения дарить не одну игрушку на двоих, а каждому свой подарок. И даже именинных пирогов испечь два. А когда подросшие близнецы будут сами приглашать гостей, понимать, что каждый из них должен решить, кого он хочет видеть на СВОЕМ празднике.
Вроде бы мелочь - как мама подзывает своих детей, но и она важна. Психологи советуют не говорить: "Дети, идите сюда". Надо каждого подозвать в отдельности. И попеременно первым произносить имя то одного, то другого, чтобы не вызывать ревность.
Но вернемся к младенцам, которые лежат в манеже и сосут пальчики друг друга. Им вместе спокойно и комфортно, и мама, замотанная бытом, радуется, что хоть в этом ей повезло: близняшки заняты друг другом и не требуют ее присутствия. А радоваться нечему: чтобы дети развивались, им необходимо общество взрослого, только от него они могут получить новую информацию. Значит, каждого ребенка надо вынимать из манежа, носить на руках, качать, разговаривать с ним, объяснять, что он видит вокруг, так, как будто он у вас один. Где взять на это силы? Выход - не отказываться ни от чьей помощи, привлекать бабушек, дедушек, друзей...
Дети растут, и возникает проблема: когда с каждым из них говорить наедине, если они все время вместе? А разговаривать с каждым ребенком без присутствия другого близнеца обязательно надо. Иначе как узнать его характер, отделить его "я" от сильного общего "мы"? Зарубежные психологи советуют водить близнецов в детский сад по очереди, например в понедельник, среду - одного, во вторник, четверг - другого, в пятницу - обоих. Это для малышей полезно еще и тем, что они могут выстроить отношения, подружиться с другими детьми, а не только замыкаться друг на друге. Но разделять их надолго, например отдавать в разные группы или в разные классы в школе, прежде чем дети будут готовы к такому разделению, нельзя. Это вызовет у близняшек сильный стресс. Обычно близнецы могут расставаться на большой срок только с наступлением подросткового возраста.
Нередко близнецы не готовы идти в школу в 7 лет. Сказывается и физиологическое отставание в развитии - все-таки они обычно рождаются раньше срока, вес у них при рождении меньше, чем у других детей. Не готовы к школе - пусть еще год побудут дома. А начнут учиться - ни в коем случае не сравнивайте их успехи. Сравнивать можно только успехи ребенка с его же собственными прежними достижениями. Готовить уроки близняшки должны по отдельности, и каждый тратить на них столько времени, сколько ему требуется. Хвалите обязательно и того, и другого, каждого за свое. И просите учителей не давать им общих заданий. В общем, нелегкое это дело - разбить близнецовый тандем и из каждого вырастить индивидуальность.
Смотрите также:
- Излишняя доверчивость приведет к трагедии? →
- Дети: больные, но не лишние →
- Гулять налево модно вдвоем →