"Моей дочери все нужно говорить по десять раз"

   
   

Зову ее, например, ужинать, а она играет и не реагирует. Как будто не слышит. Ходили даже проверить слух - оказалось, все в порядке. А уж если мы куда-то опаздываем, она вообще становится как сонная муха, еле движется, проявляя удивительную настырность (хотя вообще-то она совсем не такая). Я и кричала, и наказывала - бесполезно. Что вы посоветуете?
Валентина З о т о в а, г. Омск

ОПИСАННАЯ картина весьма типична для нервных, чувствительных детей. Спешка для них - непосильный стресс, на который они реагируют защитным торможением. Чем ощутимее угроза опоздать, тем больше дети отключаются, подчас действительно впадая в полусонное состояние. Однако никакой настырности в их поведении нет, поскольку происходит все это помимо их воли, бессознательно.

Собственно говоря, это косвенно подтверждает и мама, отмечая, что вообще-то ее дочь не склонна делать назло. Вероятно, она раздражается, сталкиваясь со столь парадоксальными реакциями ребенка, а его раздраженный тон, окрики и шлепки только еще больше травмируют.

Очень часто такое защитное торможение проявляется у детей в семьях, где взрослые очень энергичны, напористы и нетерпеливы. Вместо того чтобы умерить свой пыл, они пытаются переделать ребенка, и ситуация только усугубляется. Маме следует не доводить до цейтнота, начинать сборы задолго до выхода на улицу, не требовать, чтобы ребенок пол-ностью одевался сам, а помогать ему.

Намереваясь пойти с ребенком в какое-то незнакомое место, надо психологически подготовить его, в подробностях рассказав, что его может там ожидать. Ведь для нервных детей любой поход в незнакомое место - это стресс, даже если они идут развлекаться. И выражая на словах согласие с планами взрослых, они подсознательно противятся выходу из дома, их психика не справляется с напряжением.

Параллельно стоит заняться психической тренировкой: или с психологом, или самим. Очень помогает обсуждение и проигрывание новых ситуаций для отработки правильных моделей поведения. Полезны и игры с мячом, когда ребенок, ловя мячик, должен отвечать на вопросы или продолжать начатую фразу. Это тренирует скорость реакции и одновременно учит не пасовать в непредвиденных обстоятельствах.

Смотрите также: