Даже если вы абсолютно уверены, что причина школьных неудач ребенка в его невнимательности, нужно обязательно уточнить, что именно не в порядке. Различные свойства внимания - его объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость - в значительной мере независимы друг от друга.
Вначале проверим устойчивость внимания.
Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий (рис.1). Они имеют свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Эти номера не совпадают. Попросите внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Нужно назвать номер линии слева, а затем - номер этой линии справа.
Дети 6-7 лет должны справиться с этим заданием не больше, чем за две минуты и практически без ошибок, 8-9 лет - за полторы минуты, 10-11 - за минуту.
Следующий тест - на концентрацию внимания.
В таблице (рис. 2) нужно найти и зачеркнуть все кружочки. Зафиксируйте время выполнения задания и количество допущенных ошибок.
В норме дети 6-7 лет работают с таблицей не больше полутора минут, 8-9 - минуты, 10-11 - 40 секунд, а число неверно отмеченных знаков не превышает 1-2-х.
На материале этого теста можно проверить и еще одно свойство внимания - переключаемость. Попросите ребенка в четных строчках таблицы обвести в кружок звездочку, а в нечетных - квадратик. Время выполнения задания должно увеличиться не более чем в полтора раза.
Наш последний тест - на объем внимания и способности к его распределению.
Предложите ребенку поочередно 5 таблиц. В каждой из них в произвольном порядке (но во всех по-разному) размещены числа от 1 до 25 (на рис. 3 - одна из пяти). Нужно отыскать, показать и назвать числа в порядке их возрастания. Точно, по секундомеру, фиксируйте время выполнения задания с каждой таблицей. По результатам постройте наглядный график "истощаемости внимания" - на горизонтальной оси отметьте номер таблицы, на вертикальной - время выполнения задания.
У детей 6-7 лет (при условии, что они знакомы со счетом) на выполнение задания должно уйти не больше пяти минут, 8-9-летние выполняют все задание не больше, чем за четыре с половиной минуты, 10-11 - за три с половиной.
Если результаты тестирования вас не слишком обрадовали, займитесь тренировкой.
Если проблемы с устойчивостью внимания, дайте ребенку небольшой текст из газеты или журнала и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву.
Фиксируйте время и количество ошибок. На большом листе ватмана нарисуйте красивый график и ежедневно отмечайте на нем результат. Если вы будете делать все правильно, улучшение будет очень наглядным.
Для тренировки переключения внимания измените инструкцию. Например: "В каждой строчке зачеркни букву "а", а букву "б" подчеркни". Или так: "Зачеркни букву "а", если перед ней стоит буква "н", и подчеркни букву "а", если перед ней стоит буква "л". Фиксируйте время и ошибки.
А вот полезное упражнение на развитие концентрации внимания, но оно требует специального "реквизита" - бланка, на котором в случайном порядке напечатаны буквы (это можно сделать на машинке или нарисовать от руки). В каждой строке примерно 30 букв. Нужно внимательно просмотреть каждую строку, найти среди случайных букв трех-, четырехбуквенные слова и подчеркнуть их. Придумывая подобное задание, постарайтесь "замаскировать" смешные слова - детям это всегда нравится.
С детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно выполнять такое упражнение, развивающее способность к переключению внимания: называйте ребенку различные слова - стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит слово, обозначающее, например, животное. Если он собьется, повторите задание снова. Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. В третьей - можно объединить первое и второе задания, т.е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает, услышав слова, обозначающие какое-либо растение.
Организуя занятия, соблюдайте три главных правила - выполняйте задания регулярно, старайтесь, чтобы детям это нравилось, и не перегружайте их заданиями.