Россия в шахматах - не помеха?

   
   

О Крамнике известно и много, и мало. 27 лет. Гигант (198 см), обладает изощренным шахматным умом. Отобрал корону чемпиона мира у Гарри Каспарова. И, кстати, ведет с ним спор сейчас на Мемориале Ботвинника - своего первого учителя.

- Говорят, вы так напрягали Каспарова своей игрой в матче за шахматную корону, что он истощил всю нервную энергию и был не похож сам на себя...

- Мне трудно судить. Просто в каждой партии я старался не дать сопернику проявить его сильные стороны. В ходе матча мне приходилось упорно обороняться, и тогда я глазами старался "гипнотизировать" противника. Если же кроме шуток, то на этот матч настраивался давно, у меня был план, как победить Каспарова. И я его осуществил.

- А если бы надо было играть дальше?

- Я был готов к этому. Даже похудел килограммов на двадцать! До матча весил сто килограммов, а накануне не более 80. Это результат увлечения теннисом. За месяц до матча в Испании ежедневно играл в сорокаградусную жару. Уже там сбросил килограммов десять.

- После победы наверняка позвонили родителям?

- Я всегда так делаю, потому что ближе них у меня пока никого нет на этом свете. Они за меня, наверное, больше переживают, чем я во время игры. Просто места себе не находят.

- Кто вас впервые посадил за доску?

- Отец. Он меня и в шахматы играть научил, хотя по профессии - художник, как и мама. Когда мне было одиннадцать лет, то на день рождения кто-то сделал мне царский подарок: отправил письмо Михаилу Ботвиннику с просьбой обратить на меня внимание. Так я попал в его шахматную школу, где знаменитому гроссмейстеру, кстати, помогал проводить занятия Гарри Каспаров.

- А почему доки от шахмат обратили на вас внимание только в 18 лет...

- В 1993 году я стал двойным претендентом - и по версии ФИДЕ, и по версии Профессиональной шахматной ассоциации. Жаль, что затем пришлось уступить соответственно Гате Камскому и Борису Гельфанду. Скептики тогда заговорили, что, мол, Крамник - не матчевый боец. Еще сильнее они стали утверждать это пять лет назад, когда я уступил Алексею Шилову.

- Вам гренадерский рост не мешает играть в шахматы?

- Пока нет! Мне двух сантиметров недостает до двух метров. С таким ростом хорошо играть в баскетбол и волейбол, но меня больше привлекают шахматы. Из игровых видов спорта, как я уже сказал, отдаю предпочтение теннису. Недаром говорят, что это "шахматы в движении". И там, и там необходимо принимать решение в считанные доли секунды.

- Спортивный режим приходилось нарушать?

- Иногда могу себе позволить с приятелями сходить в бар и выпить пару кружек хорошего пива. На день рождения - более крепкие напитки. Все зависит от настроения и компании.

- Откуда у вас такая необычная фамилия?

- Мой дедушка носил фамилию Соколов. Но он погиб в войну, а бабушка через несколько лет вышла замуж за Крамника. Вместе с ней в Крамника "превратился" и ее сын - то есть мой отец. Кстати, в том, что я стал Крамником, есть свой плюс. В рейтинг-листе Соколовых слишком много. Ведь есть Андрей Соколов, есть Иван Соколов...

- Вам никто не говорил, что внешне вы похожи на ученого-физика?

- На кого только я не похож! И на физика, и на химика, и даже на будущего лауреата Нобелевской премии. А я всего лишь академик в шахматах! И премия за шахматную корону чуть побольше той же Нобелевской. Две трети от двух миллионов получил я, треть - Каспаров. Не поверите, но у меня нет даже высшего образования и пока я об этом не жалею. Мог бы, конечно, получить корочки для "галочки", но не вижу в этом необходимости. Да и не люблю ничего делать ради "галочки"...

Смотрите также: