Страсти по ящику

   
   

Краем уха нечаянно подслушал, как женщина по телефону-автомату вызывает мастера по ремонту телевизоров. Она всхлипывала и подвывала. Я сначала подумал, что у нее кто-то умер. "Поскорей! - безутешно голосила страдалица. - Помогите! Пришлите кого-нибудь! Ведь третий день! Третий день телевизора не смотрим!"
"Это уже не шутки, - решил я. - Это уже лечить надо. Налицо патологическая зависимость от телевизионного приемника".

МЫ УВАЖАЕМ телевизор. Это чудесный аппарат. Волшебный. И ясно, что есть люди, например годами прикованные к постели больные, для которых телевидение - это почти единственное окно в мир, иллюзия окна в мир. На самом деле - окно в политику Останкино и других телевизионных имений. Мы не сердимся на несчастных людей за то, что они смотрят сериалы. К тому же, кроме сериалов, иногда показывают действительно великолепные, изумительные передачи. И все же, все же, все же...

Нужна в этом деле какая-то психологическая гигиена.

Темп работы в западной цивилизации - это один из тупиков эволюции. Знакомый говорит:

- Я прихожу с работы в восемь, полудохлый, и мне ничего не хочется - только водки и телевизора.

Психологически интересно здесь объединение в одной мысли водки с телевизором. Чем-то они похожи, чтото есть в них общее - опиум для народа?

Куриный гипноз

ОТКУДА берется страшная власть телевизора над людьми? Вот одно из неглупых научно-популярных объяснений. Картинка и музыка блокируют, занимают работой правое полушарие вашего мозга, а членораздельная речь - левое. А больше у вас полушарий нет. Ваш мозг оказывается целиком зависимым от сияющего и звучащего ящика. "Смотреть в ящик" - меткое определение поведения телезависимых граждан. Человек цепенеет, как загипнотизированная курица. Стереозатычка разума - вот что такое для них телевизор. Если выключить звук или повернуться спиной к картинке, то уже легче, появляется некоторая степень свободы для самостоятельной мозговой деятельности. Но ведь не каждый догадается.

Телевизор часто пугает - журналисты любят жареное. Им скучно снимать виды природы или городского ландшафта. Куда как интереснее - для них, но не для вас - пейзажи после битвы или крупные-трупные планы последствий бандитских разборок. Поэтому получается перекос. То, что мы считаем новостями, - это не совсем новости. Скорее, информация, отобранная журналистами и их деятельными, властными хозяевами, занятыми свинской возней у кормушки. Таким образом, телевидение - это при теперешних обстоятельствах весьма кривое, перекособоченное зеркало жизни.

Умные знают: для того чтобы понять, что на самом деле происходит, нужно учиться читать между газетных строк. И совсем не много ума нужно для того, чтобы распространить это правило на просмотр телевизионных новостей. Тогда многое будет понятнее. А когда становится понятнее, то и не так страшно. Он пугает, а мне не страшно.

Раскинутые по всему миру информационные сети очень часто притаскивают мертвецов. Так уж, видно, они устроены, кому-то это надо. Но если это не вам надо, то у каждого же телевизора есть кнопка, которая его отключает. Чаще пользуйтесь ей!

Хватит быть реактивным!

СОВРЕМЕННЫЙ обыватель - это внутренне пассивный человек с открытым ртом, ушами, растопыренными руками и коротенькими мыслями в голове. Он готов одновременно есть сосиску, смотреть телевизор, огрызаться на жену, отмахиваться от детей и почесывать пятку.

Большинство измученных телевизором и другими аттракционами социума людей живут по закону условного рефлекса. Извне действует стимул, а человек дает на него ответную реакцию.

Ударили под коленку - нога дергается. Плохая погода - настроение портится. Начальник унизил, жена капризничает - ну, пойдем выпьем. Это так называемый реактивный способ существования, когда все ваши действия - всего лишь ответ на действия других, никогда не опережают их, не являются первым, инициативным проявлением активности. По этому принципу живет рабочая скотина.

Альтернативой ему является проактивная жизненная установка, когда ваш собственный план, азарт и воля опережают действия невропатолога, начальника и всех прочих, включая телеведущих. Хорошую погоду нужно носить в себе. Тогда реальный дождь покажется всего лишь слабой реакцией на солнце внутри вас. И плохие новости из пугающих и расстраивающих превратятся лишь в обозначение исходного положения в движении к тому идеалу данной ситуации, который уже есть внутри вас.

Учитесь активно интерпретировать то, что вас заставили смотреть. Лет тридцать назад был сделан такой психологический опыт. Группе обвешанных датчиками испытуемых показали фильм, в котором зазевавшемуся рабочему на лесопилке бешено вращающаяся циркульная пила с хрустом и визгом отрубает пальцы руки. Всех испытуемых пробил пот, у них забилось сердце, подскочило давление. Другую группу испытуемых перед показом того же фильма заранее предупредили, что фильм этот учебный, сделан специально по заказу службы техники безопасности предприятия, все видимые ужасы - всего лишь кинотрюки. И что артист, исполнявший роль незадачливого рабочего, не только ничуть не пострадал, но еще и хорошо заработал. Вегетативные реакции второй группы, иначе настроенных испытуемых, были гораздо более спокойными.

То же самое произошло, когда для контроля достоверности эффекта двум по-разному настроенным группам испытуемых показали действительно документальный фильм про обряд инициации в каком-то дикарском племени. Там все вертелось вокруг каких-то устрашающих манипуляций на половых органах туземных юношей. И что же? Первая, наивная, группа испытуемых, которая смотрела "просто так", без предварительного объяснения, страшно нервничала. А вторую группу предупредили, что мальчики этого сами ужасно хотят (позор не пройти этого испытания, зато, кто выдержал, сразу перестает быть ребенком и приобретает все права взрослого мужчины и охотника), что необходимые меры гигиены, как ни странно, соблюдаются, что медицинских и психологических осложнений практически не бывает. В результате вторая группа подготовленных испытуемых смотрела фильм, психически травмировавший наивную группу, всего лишь с умеренным любопытством. Обратите внимание - стимул тот же самый. Разница всего лишь в психологическом настрое зрителей.

Так вот. Исстрадавшийся от плохих новостей современный телезритель может не без основания вообразить себе, что ведущие телепередач - это те же актеры, которые за деньги, кто хуже, кто лучше, исполняют свои роли. А жизнь идет своим чередом и при них, и без них.

Обыкновенный человек зависит от терзающих его теле- и радионовостей, и, чтобы освободиться от этой зависимости, требуется специальное усилие, специальная работа. В романе японского писателя Кобэ Або "Человек-ящик" на эту тему дается радикальный совет - выбросить радиоприемник и телевизор.

Чтобы снизить значимость чересчур противных сюжетов, в принципе можно использовать приемы так называемой бихевиористской терапии. Тактика этой терапии проста. Например, человек боится летать на самолете. Его усаживают в удобное кресло под яблоней, психотехник вводит в благодушное состояние, и издалека показывают ему маленькую картинку самолета. При последующих сеансах, внимательно контролируя первоначальное вхождение в состояние ленивого удовольствия, картинку показывают ближе, увеличивают ее размер, добавляют звучание самолетного двигателя. Потом пересаживают его под яблоней из обыкновенного кресла в самолетное. И так далее. Наконец, наступает день, когда этого невротика сажают в настоящий "боинг", готовящийся перелететь Атлантику, а он-то и ухом не ведет - вылечили.

По похожему пути идут телезрители, запивающие тревожные новости водочкой

Что делать? простые советы

ПОЗАБОТЬТЕСЬ о том, чтобы иметь программу передач, желательно подробную. И включайте телевизор только избирательно. Это поможет вам избавиться от неприятных неожиданностей. Включая случайно, от нечего делать, вы всегда рискуете нарваться на сюжет, который травмирует вас, пойдет не на пользу, а на вред.

Еще одна реальная страховка - смотреть только видео и только по совету друзей. А посмотреть на самом деле есть что. На хорошей кассете нет раздражающей агрессивной рекламы.

Не слушайте все новости. Большинство информационных программ сейчас обычно вначале быстренько сообщают, о чем пойдет речь, а уж затем показывают сюжеты полностью.

Даже плохую передачу или фильм хорошо смотреть не одному, а вместе с другом. Садитесь рядом и активно обменивайтесь впечатлениями. Тогда то, что вы вместе видите, превращается из плохого телематериала в хороший общий опыт. Из принудительной стимуляции - в общение с другом.

Можно научиться более спокойно терпеть противные сюжеты, а можно научиться спрашивать себя: "А что по второй программе, по десятой, по тридцать первой?" Правда, все одно и то же, но какой-никакой выбор есть. Пользуйтесь этим.

Некоторые интересные передачи, достойные внимания, или замечательные фильмы вашей молодости идут в невообразимо неудобное время, в полвторого ночи. Научитесь программировать соединенный с вашим телевизором видеомагнитофон таким образом, чтобы он сам тихонечко включался в ваше отсутствие или пока вы спокойно спите, а посмотреть избранное можно будет в удобное для вас время.

Желательно, чтобы в семье был хотя бы один человек, не зависящий от телевизора, который мог бы не допустить бесконтрольно смотреть в ящик.

По данным РОМИР:

  • Россияне с удовольствием отдали бы на растерзание цензуре телепрограммы, в которых есть насилие и жестокость, порнография, эротика. Против "насилия и жестокости" проголосовало большинство (34%). "Эротика" отделалась легким испугом (всего 8 %).

  • Дети 8-10 лет, которые смотрят "взрослые" телепередачи больше часа в день, гораздо больше склонны к насилию, чем их сверстники. Другие факторы, такие как бедность или нелады в семье, которыми часто объясняют агрессивное поведение, здесь также ни при чем.
  • Наиболее ярко агрессия, связанная с просмотром телепрограмм, проявляется у мальчиков в юношеском возрасте, а у девочек - в начальный период зрелости. Самым типичным проявлением насилия у мальчиков оказались драки, а у молодых женщин - кражи и угрозы нанесения телесных повреждений.

Смотрите также: