У него на льду была своя точка...

   
   

АЛЬМЕТОВ Александр Давлетович.
Родился 18 января 1940 года в Киеве.
Один из лучших нападающих в истории советского хоккея. Заслуженный мастер спорта. ЦСК МО, ЦСКА.
Выступал за сборную СССР с 1959 по 1967 г.
Олимпийский чемпион 1964 г. Чемпион мира 1963, 1964, 1965, 1966, 1967 гг. Чемпион Европы 1960, 1963-1967 гг. Обладатель серебряной медали чемпионата Европы-61, бронзовый призер Олимпийских игр-60 и чемпионатов мира 1960, 1961 гг. Чемпион СССР 1959-1961 гг., 1963-1966 гг. Обладатель Кубка СССР 1961, 1966, 1967 гг.
В чемпионатах СССР сыграл 220 матчей, забросил 212 шайб. 50 раз выходил в составе сборной СССР на чемпионатах мира и Олимпийских играх (37 голов).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Умер 18 января 1992 года в Москве.


АЛЕКСАНДР Альметов, безусловно, принадлежит к элите отечественного хоккея, но вот что интересно: когда речь заходит о легендарной тройке Локтев - Альметов - Александров, первыми обычно вспоминают Локтева и Александрова и лишь потом - Альметова. Почему? А справедливо ли это? Первое, и вполне весомое, тому объяснение состоит в том, что на площадке и Локтев, и Александров смотрелись ярче, заметнее Альметова. Это - факт. Что такое Локтев? Это - взрывная скорость, удаль, размах, это - остроумные решения в локальных игровых эпизодах, ловкий обыгрыш высокорослых защитников, что особенно нравится публике, это - умение буквально "просочиться" сквозь плотные оборонительные заслоны, и еще - неизменная веселость, что делает игру игрой, а не сражением гладиаторов с перекошенными от злобы лицами. После оригинального приема Костя мог шепнуть на ухо обескураженному сопернику что-то такое, от чего на лице у того появлялась невольная улыбка. Александров - это великолепное катание, высочайшая техника, красивейший игровой стиль и редкий талант умного и тонкого бомбардира. Привычная картина: замах клюшкой, вратарь ложится под бросок, но шайба, поддетая со льда Александровым, коряво кувыркаясь, влезает в ворота над лежащим вратарем. А Альметов на площадке не блистал. Однако в тройке, бывшей в течение многих лет эталоном не только отечественного, но и мирового хоккея, случайного игрока быть не могло, и Альметов в классе, конечно же, ни в чем не уступал своим именитым партнерам. А все дело - в его манере игры: строгой, сдержанной, неброской. Но это внешняя сторона, а по сути роль Альметова в тройке была ключевой: именно через него шла вся игра, он был связующим звеном, координатором действий Локтева и Александрова. При всей своей незаметности именно Альметов выполнял наибольший объем работы на площадке. Если Александров, к примеру, был освобожден от оборонительных обязанностей, то Альметов сражался в обороне наравне с защитниками, а при численном меньшинстве его присутствие на льду было просто обязательным: и навыки игры в обороне, и умение подержать шайбу, и способность неожиданным пасом вывести партнера к воротам численно превосходящего соперника - все это делало его незаменимым в сложных игровых ситуациях.

Наверное, Альметов не отвечал всем требованиям, предъявляемым к центрфорвардам. Он не сражался на пятачке, как Вячеслав Старшинов, не закрывал вратаря при дальних бросках, нет - он постоянно маневрировал вблизи ворот в ожидании шайбы. И, когда шайба попадала к нему, действовал по ситуации: либо держал шайбу, отвлекая на себя защиту, а затем точно выкладывал ее прямо на клюшку партнера, либо бросал сам. Альметов не был атлетом - среднего роста, обычного телосложения, но бросок у него был исключительно сильный, а главное - неожиданный: кистевой, резкий, практически без замаха и чаще всего из-под защитника. Такие броски всегда застают вратарей врасплох. Этим он и был опасен. У него на льду была своя точка, броски с которой ему наиболее удавались. Эта точка, если смотреть на ворота, находится чуть левее ворот, вблизи угла вратарской площадки. Именно отсюда он чаще всего завершал усилия партнеров, именно эта точка с легкой руки журналистов стала называться "альметовской". В арсенале хоккеиста был и еще один бросок, который нечасто можно увидеть и сейчас. Я говорю о броске с разворота. Технически этот прием сложен, и если он кому-либо удается, то это воспринимается скорее как удача, везение. У Альметова же подобный бросок был отработан: стоя спиной к воротам, он получал шайбу и с разворотом на 1800 бросал по воротам. Конечно, для такого броска - результативного! - требуются и благоприятная ситуация у ворот, и доля везения, но Альметову такие броски удавались. И уж коли речь зашла о его бомбардирских способностях, нельзя не отметить и следующее обстоятельство. При всей своей неброскости на льду Альметов по средней результативности (а это все же наиболее объективный параметр оценки форварда) превосходит и Локтева, и Александрова. Мало того: Альметов, вообще, четвертый бомбардир в истории отечественного хоккея вслед за Бобровым, Шуваловым и Гурышевым, да и сам показатель - 0,922 шайбы за игру - говорит о многом.

Удивительно - и это тоже говорит о его редком таланте, - как быстро и органично "вписался" Альметов в тройку к Локтеву и Александрову - уже тогда признанным мастерам. Та самая притирка, на которую уходят месяцы, здесь фактически не ощущалась. Более того, с его приходом игра тройки приобрела еще большую остроту, разноплановость и сыгранность. Тройка Альметова демонстрировала хоккей в высшей степени интеллектуальный, в котором умение мыслить, анализировать, принимать нестандартные решения столь же ценимо, как высокая скорость, отличная техника и бомбардирские способности. И в этом заслуга всех партнеров в равной степени. Когда шайба по изломанной линии металась от одного к другому, с трибуны за ней и уследить-то было невозможно, и только красный свет за воротами возвращал к тому, что это - явь, что это и есть высочайшее мастерство.

Александр Альметов рано ушел из хоккея, всего лишь девять сезонов отыграл на высшем уровне. Почему? Причин тому несколько. Прежде всего он не был эталоном в плане соблюдения спортивного режима. По молодости, пока еще сил в избытке, этот недостаток не столь ощутим по своим последствиям, но с годами он, безусловно, снижает спортивною форму игрока. И в этом вина только Альметова, не отличавшегося твердым характером. В любом другом клубе он мог бы играть и еще, но он выступал за ЦСКА, тренером которого был Анатолий Тарасов. Хорошо это или плохо, но Тарасова всегда отличал часто прагматический подход к игроку: либо ты отдаешь хоккею максимум того, на что способен, либо покидаешь команду. До поры, до времени Александр устраивал Тарасова, но только в связке со своими партнерами, и он прощал ему нарушения режима. Но в 1967 году команду покинул Локтев, равной замены которому не было. Александрову к тому времени исполнилось тридцать лет, Альметову - двадцать семь, и Тарасов - опытный тренер, всегда работавший на перспективу, - понял, что сохранить потенциал альметовской тройки уже невозможно. Еще надеявшийся хоть как-то использовать Александрова в связке с молодыми партнерами, Тарасов, которому Альметов-неигрок был абсолютно безразличен, недвусмысленно дал ему понять, что в его услугах он больше не нуждается. Так Альметов в одночасье оказался на обочине жизни, поскольку, кроме хоккея, он ничего не умел и не знал. Гордость не позволила ему доигрывать в заштатных клубах, а родной армейский клуб не проявил никакой заинтересованности в дальнейшей судьбе выдающегося мастера: семикратного чемпиона страны, шестикратного чемпиона Европы, пятикратного чемпиона мира и олимпийского чемпиона. С этого момента жизнь Александра Альметова пошла неуклонно вниз. Некогда гордость советского хоккея, он многие годы перебивался случайными заработками то грузчика, то чернорабочего. Случалось, что для намечавшихся встреч ветеранов отечественного хоккея его просто не удавалось отыскать. Все это и предопределило закономерный исход: в пятьдесят два года Альметова не стало.

Больших мастеров всегда отличают какие-то свои, "фамильные" достоинства, присущие только им. В озвученном виде они порою и отдают штампами, но они верны по сути: Борис Михайлов - непревзойденный боец, Валерий Харламов - виртуоз хоккея, Анатолий Фирсов - эталон нападающего и тому подобное. Альметов же для меня - это прежде всего игрок умный, а таких немного.

На Ваганьковском кладбище в Москве могила Александра Альметова находится рядом с могилой Эдуарда Стрельцова, их роднит одно: оба - таланты, большие, от Бога, оба так и не сумели распорядиться отпущенным им дарованием соразмерно с его величиной. Извечная российская беда.

Смотрите также: