"Я за ЕГЭ, но..."

   
   

Это письмо пришло в редакцию "Семейного совета". Написано оно для рубрики "Задайте свой вопрос министру образования" и адресовано Владимиру Филиппову. Но передавать в министерство одно такое письмо мы не стали, решив сначала опубликовать его в нашей газете. Пусть оно пока останется "открытым" и на него откликнутся те, кто так же, как и автор письма, заинтересован в том, чтобы организация сдачи Единого экзамена пошла на пользу развитию образования.

Здравствуйте!

Пишет вам рядовая учительница с 20-летним стажем. Не вполне надеюсь, что письмо попадет к г-ну Филиппову. Но уже за саму возможность обратиться к министру - "своему" министру, ведь я в этой системе всю жизнь, - огромное спасибо газете. Письмо переписывала несколько раз, пыталась уйти от эмоций и оперировать только фактами, но все равно получилось оно немного "на деревню дедушке...".

Сразу оговорюсь, что я сторонница ЕГЭ. Но почему в школах обо всем узнают в последнюю очередь? И почему нужно ждать "всеобщей победы ЕГЭ", чтобы принять ряд решений, разобраться, наконец, с программами, образовательными стандартами?

Попытаюсь четче задать вопросы и прокомментировать их.

1. Отдаете ли Вы, г-н министр, себе отчет в том, что в России все покупается? И результаты ЕГЭ продаются не через интернет. И составляют вопросы люди, и набирают, и распечатывают, и развозят. Если уж время от времени подделывают результаты выборов, то вовремя пометить конверт, или подсказать "родному человеку", или каким-то другим образом сделать "хороший" результат - уверяю вас, можно. По крайней мере, двое моих знакомых в других регионах сделать это сумели. Только суммы вот не назвали.

2. Вы считаете, что, введя ЕГЭ, мы уйдем от процентомании и что проценты нужны директорам. Позвольте не согласиться. Мы настолько глубоко завязли в этом! Нас заставляют высчитывать по окончании четвертей процент успеваемости, процент качества знаний. Завучи стоят насмерть! И их можно понять. Была сама свидетелем, как унижали и ругали директора одной из школ, в которой на тысячу с чем-то учащихся по результатам четвертей было 6 или 7 двоечников. Как ее инфаркт не хватил - не знаю. Может, это происходит не во всех районах. Но куда-то все эти цифры сходятся. Все осознают, что программы перегружены, учебники сложны, а дети - разные. Но 100% успеваемости от нас требуют. Это ведь очень удобный "поводок" для приструнивания неугодных директоров.

Теперь вот появился ЕГЭ, централизованное тестирование, и в школах требуют отчет - совпадают текущие оценки с результатами теста или нет.

3. Да, нужно бороться за свои права, быть смелее и т.д. Знаю я одну школу, где проводятся забастовки по всем правилам, информация о них в прессе тем не менее никакой. Зарплату они получают самыми последними в городе. А уж трагический случай со смертью учителя во время забастовки! Его и мертвого поливали грязью!

4. Почему нужно ждать ЕГЭ, чтобы оказать помощь школе? И так ведь известно, где стабильный коллектив, а где текучесть кадров - 40%. И знают все, что выпускники педагогических вузов в школы не идут. Унизительно получать зарплату в 900 рублей, когда технички получают в 2 раза больше. И состояние материальной базы школ известно тоже. В прошлом году требовали отчет об этом самом состоянии и перспективах развития аж на 3 года! (Не указали только, где деньги взять на это развитие...) И в этом году требовали подробный отчет, что и как в кабинетах.

Причем такое впечатление, что правая рука не знает, что творит левая. Одни требуют отчеты, а другие даже не проверяют, а поставлены ли компьютеры, которые пришли в школу? И есть ли деньги на их установку (на проводку, столы и т.д.)?

Со школы все больше требуют, ничего не давая не то что в займы, а вообще не помогая. Как можно у бомжа требовать, чтобы он был одет с иголочки?

5. В воздухе витает идея "школы полного дня". Прихожу в ужас! В школе будет проводить кружки учитель, который уже отвел 6-7 уроков, и завтра - сколько же, и к урокам нужно готовиться, и ребенок дома один (или в садике один в группе остался!). А случись, не дай Бог, что (попал, предложим, ученик под следствие) - виноват будет учитель, снимут директора. Школу на всю область ославят. Ничего не будет только родителям.

6. Или такой вопрос. Вы мечтаете с помощью попечительских советов контролировать "качество пирожков в столовой". Как? Повара директору не подчиняются, это совсем другая организация. И независимо от качества пищи классные руководители обязаны "охватить горячим питанием" опять же 100% учащихся. (Правда, в моде другое слово - "обучающиеся"). А если невкусно? А если ребенок брезглив? А если нет денег? А если он просто не хочет! Метод тот же - директора на ковер и стыдить! А уж со своими сотрудниками он потом справится!

7. Вернемся к экзаменам. Откуда взяты цифры, сколько процентов в каких районах за ту или иную форму экзамена по литературе? Эти цифры или "с потолка", или опять от тех же чиновников от образования. Мои коллеги-литераторы о таком "исследовании" не слышали.

Я понимаю, что вопросов очень много. Большинство из них сводятся к таким словосочетаниям, как "власть чиновников", "безденежье", "очковтирательство". Но делать-то что-то надо! Почему бы не устроить дискуссию в специализированных газетах и изданиях: "Физика в школе", "Биология", "Литература" и т.д.? Или предложить обсудить их на заседаниях методических объединений, а затем заполнить стандартизированный опросник - для облегчения, изучения мнений. Почему бы не обсудить эти проблемы не с чиновниками, а с учителями? Давайте доверять людям, детей-то доверили!

Большое спасибо. Что прочли письмо до конца. Подписать, увы, не могу - зарплату и так дают не вовремя и редко. Боюсь, совсем без работы останусь...

Смотрите также: