Где логика?

   
   

В начальной школе мой сын был хорошистом, а сейчас, в пятом классе гимназии, поголовно все учителя жалуются на то, что он совершенно не понимает их объяснений на уроках и у него совсем нет логического мышления. Что делать? Как-то развивать ему логику или переводить из гимназического класса в обычный, как мне советуют преподаватели?
Вероника Гринина, г. Новосибирск

ВООБЩЕ-ТО подобное явление не редкость, особенно в начале гимназического образования - 5-7-х классах. Дело в том, что там преподаватели используют на уроках дедуктивную логику, за которую отвечает левое полушарие головного мозга, а многие дети этого возраста еще остаются "правополушарными", с преобладанием образно-интуитивного мышления.

Таковых, собственно, почти две трети. У них в любой деятельности, включая учебную, преобладают эмоции или интуиция. Еще 15% - практики, предпочитающие познавать действительность методом проб и ошибок, а не с помощью учительских объяснений. И только четверть детей этого возраста проявляет склонность к формальной логике.

Способность мыслить логически у ребенка можно и нужно развивать. Но надо четко представлять, в какой именно части. То ли умение устанавливать причинно-следственные связи, то ли навыки отделения главного от второстепенного, то ли речевое (письменное или устное) оформление собственных мыслительных операций. Это когда, как собака, все понимает - сказать не может. А ведь еще надо уметь сравнивать, классифицировать по разным признакам, обобщать или, наоборот, разбивать на составные части и так далее. Это требует не только учебного, но и личного опыта, что приходит с возрастом. И переход от образно-интуитивного мышления к логическому наступает обычно в 14-15 лет.

Такие возрастные особенности довольно слабо учтены в школьных программах. И это одна из причин резкого и повсеместного снижения успеваемости детей при перегрузках. Так что, если ребенку нравится учиться в гимназическом классе, надо просто перетерпеть этот действительно трудный и для него и для родителей период. При целенаправленной работе через год два все встанет на свои места.

Смотрите также: