Патриотическая трагедия

   
   

...С соседкой Лидочкой подругами мы не были, но по-своему любили друг друга: ходили в одну школу, бегали в одном дворе, да и родители воспитывали нас в одном духе. Потом институт, замужество, у нее родился мальчик, у меня - девочка. Но вдруг наши соседские отношения "дали трещину". А виной всему... патриотизм (если кто забыл, так называется любовь к Родине).

...Приходит к нам как-то Лидочкин Санька (ему сейчас 15). Смотрю - на парне "лица нет". "Что случилось", - спрашиваю.

- С мамой поссорился...

- Ну, ты бы прощения попросил.

- Да она меня слушать не хочет. Папа с дедом хотели заступиться. Теперь она и с ними не разговаривает.

- А из-за чего, собственно, такой сыр-бор?

- Из-за армии...

- Как это? - не поняла я.

И Санька рассказал: он уже давно мечтает стать военным. Не просто служить в армии, а именно профессионально заниматься этим делом: поступить в училище, служить, закончить Академию...

- Я не просто хочу погоны носить, - сказал Санька, - не карьеру сделать, я хочу страну свою защищать. По-моему, именно этого ей сейчас не хватает... Посмотрите, все от армии "косят". У нас в классе никто служить не собирается... Уже сейчас придумывают разные способы. Почему? Тетя Катя, я не понимаю, разве плохо защищать Родину, родителей? А мать говорит, что с такими взглядами в этой стране не прожить, что карьера военного - только через ее труп...

- А отец что говорит?

- Они-то за меня. Говорят, хоть один нормальный человек в семье появился...

Тетя Катя, что мне делать? Может я и сам не прав?

Долго мы решали кто прав, а кто виноват... Конечно, я была на Санькиной стороне. Даже моя 12-летняя Машка, когда за Санькой закрылась дверь, восторженно взвизгнула:

- Вот это парень! Это я понимаю! А то развелось всяких рокеров-шмокеров... Уже не знаешь куда от мотоциклов и рэпа деваться...

Всю ночь я думала о соседях. Неужели Лидочка не понимает, что мы сами растим "потерянное" поколение, своими руками выращиваем монстров без чести и совести... Но Сашке повезло - у него есть отец и дед, которые сумели научить мальчишку элементарным вещам, нормальным для любого цивилизованного общества... А кем станут другие, у которых нет таких отцов?.. Я твердо решила поделиться своими мыслями с соседкой. И поделилась... Теперь я враг N1 после мужа...

А недавно мы с Машкой встретили Лидочку около подъезда.

- Я жалею, - сказала она мне, - что не оградила сына от тебя. Ты со своими вольнолюбивыми взглядами и книжками не можешь воспитать ничего путного. Сашку с толку сбила, и Машка твоя тоже станет моральным уродом...

Я окаменела. Но Машка не растерялась:

- Знаете, тетя Лида, если и есть среди нас моральные уроды, то это - вы,- и уже ко мне - пойдем, мам, чего с ней говорить, она все равно не поймет...
Светлана МИШИНА, г. Новосибирск

Люди всегда одинаковые, времена - разные

Еще недавно от казенного патриотизма тут некуда было деваться. Песни, лозунги, газетные заголовки, фильмы, плакаты, уроки патриотического воспитания в школе... Теперь пропагандистский маятник откачнулся в другую сторону. Наша история - сплошная ошибка, мы самые отсталые, у нас рабская психология, Россия - проклятая, обреченная страна, и было бы великим счастьем, если бы хоть какая-нибудь мало-мальски приличная, цивилизованная держава взяла ее под свою спасительную опеку: все равно мы сами ничего не умеем...

Мы не станем сейчас обсуждать этические или политические стороны этой проблемы. Затронем другой аспект: психическое здоровье.

Не будучи полиглотами, мы не можем поручиться за все языки земного шара. Но во всех европейских языках в слове "Родина" содержится или слово "мать" или слово "отец". "La Patrie" по-французски, "La Patria " по-испански, "Faterland" по-немецки, "Motherland" по-английски.

А в русском языке даже два родителя: отец (Отечество) и мать (во-первых, "Родина" от слова "рожать", а во-вторых, чтобы уж не осталось никакого сомнения, очень часто пишется через черточку: "Родина-мать").

Однокоренные слова. И на этом едином корне произрастают два очень близких чувства: любовь к матери (отцу) и любовь к Родине.

Психиатрам хорошо известно, что равнодушие к матери и уж тем более ненависть - это свидетельство очень серьезного душевного расстройства.

- А если мать - настоящий изверг? Если она вообще не мать, а кукушка? Что ж, и такую ребенок должен любить?

Не должен, но представьте себе: любит. И ждет, и надеется, и переживает, если о ней дурно говорят.

Патриотизм у нас в крови

Чувство патриотизма было всегда в России, как, впрочем, и во всем мире, культурной нормой. Не говоря уж о том, что эта норма не только культурная, а даже биологическая.

Любовь к своему дому, к своей земле, к своей стране и народу - нормальное, здоровое чувство. В него включено очень многое: от возвышенных переживаний сопричастности до самых земных привычек, в том числе и гастрономических.

Любовь к Родине, как и всякая настоящая любовь, окрашена отнюдь не в одни розовые тона. В России, как нигде, принято ругать свою страну, выяснять с ней отношения, предъявлять претензии, обижаться вплоть до полного разрыва - короче говоря, общаться как с живым, близким человеком. И не просто с близким, а с самым близким - с матерью.

Между прочим, маленький ребенок вполне может пожаловаться на мать другим взрослым, а подросток - сверстникам. Но попробуй кто-нибудь сказать про нее дурное слово: глаза выцарапает!

Также болезненно воспринимается охаивание чужими своего дома (даже если он действительно неуютный и грязный). Почему же надо думать, что охаивание понятия, пусть более широкого, но включенного в категорию "мое", пройдет для психики бесследно? Да еще если это охаивание не фрагментарное, не единичное, а регулярное? И ничем не уравновешенное.

Свобода! Свобода... Свобода?

Можно, конечно, смеяться над прежней кондовой пропагандой, но она возвышалась, как огромный утес, а волны критики и брызги недовольства лишь слегка орошали его, но поколебать не могли. И это раздражало, но одновременно давало психическую опору.

Теперь утес рухнул. То есть равновесие грубо нарушено. Все мы видим, что для множества взрослых людей это серьезная психическая травма. Этакое идеологическое землетрясение.

А как же в такой ситуации должен чувствовать себя ребенок, в прямом смысле с рождения усваивающий, что его дом, его родина - хуже всех (и всегда были хуже всех)? А он сам - жалкий, ни на что не годный "совок"?

- Да ладно вам нагнетать и подбрасывать! - поморщится кто-нибудь. - Вы посмотрите вокруг! Веселые нарядные дети, едят бананы, жуют жвачку, а главное - они свободны!

Вопрос о духовной свободе мы сейчас рассматривать не будем. Но одно можно сказать с уверенностью: даже самое свободное воспитание не в силах освободить детей от родовой памяти.

Возникает чувство раздвоенности и как бы двойного страдания. "Раз мою страну ругают, значит она плохая. И мне здесь будет плохо. Потому ее надо покинуть. Но она своя, а остальные чужие. Чужие - значит страшные. Значит, враги!"

Такие одновременные, но противоположно направленные чувства психологи называют амбивалентностью. Амбивалентность как постоянный фактор разрушительно влияет на психику.

Растет племя изгоев

По данным социологического опроса, проведенного Уральским отделением РАН, 48% дошколят хоть сегодня готовы уехать из России навсегда. Подчеркнем, что для детей такого возраста тяга к перемене мест и дальним странствиям не характерна, она появляется позже.

Так куда же они поедут и где будут счастливы? "Не люблю негров. Они черные, губы слишком толстые, зубы белые" (из высказываний тех же дошколят). Немцы "могут убить", татары - "злые". В качестве врагов называются французы, китайцы, американцы.

Только не надо думать, что это неприятие "чужаков" - "проклятое наследие тоталитаризма". Малыши часто пугаются чужих. Этот страх как раз и подсказывает им родовая память, еще не усыпленная, не облагороженная воспитанием.

Ну, тут наш незримый оппонент буквально взорвется:

- Шовинизм культивируете?! Хороша педагогика! Весь мир стремится к интеграции... Европа без границ... Вступление России в мировое сообщество, а вы...

А мы утверждаем, что вливаться в мировое сообщество нужно полноценными людьми. Как, по-вашему, будет чувствовать себя человек, страдающий комплексом неполноценности, если окажется в большой компании незнакомых людей? Принесет ли это ему радость? Доставит ли удовольствие компании?

Вот она модель интеграции людей с ущемленным национальным достоинством. Главное, что дело все равно кончится обособлением. И ладно бы только обособлением! А может закончиться войнами и кровавыми конфликтами.

Мания величия по-русски

Увы, предпосылки к этому уже налицо. Что означает биение себя в грудь и бесконечные восклицания типа "мы хуже всех", "мы самые отсталые, самые несчастные"? Это искаженная, вывернутая наизнанку мания величия. Пусть глупые, бездарные несчастные. Зато самые. Вот оно, ключевое слово.

- В конце концов, какая разница? - пожмет плечами неутомимый оппонент. - Налицо или наизнанку... Важно, что это мания, психическое отклонение. А когда все кричали: "Великая страна"? Это что, не мания была?

В чем обычно выражается мания величия? Например, в том, что карлик мнит себя великаном. Или бездарь - гением всех времен и народов. Но Россия-то на самом деле великая, огромная страна, с подлинными, а не вымышленными гигантами в самых разных областях науки и искусства. И советский период тоже дал нашей стране, да и всему миру великую культуру.

От слов - к делу

   
   

Как ведут себя сильные и рослые мужчины? Со спокойным добродушием. С чувством собственного достоинства. Зная свою силу, они не лезут в драку. Чего им себя показывать? Их и так видно.

Мы очень советуем родителям воспитывать в ваших детях именно такое - нормальное, спокойное чувство патриотизма. Ибо к мании величия ведет как раз чувство собственного ничтожества.

Изымите из обращения формулировки типа "хуже нас нет". Славословить все подряд, конечно, тоже не следует.

Давайте ребенку понять, что значит "дома". Обращайте его внимание на всякие подробности, которые милы вашему сердцу. Тут и природа, и обычаи, и стихи, и песни.

Объясняйте детям, что ругать свою страну в присутствии иностранцев - это, прежде всего, ронять себя. Человек думает, что он пожалуется, расскажет, какая у него страна ужасная, и его пожалеют. Для видимости, может, и пожалеют. А в душе будут презирать.

Нам нужно научиться отделять землю, где мы родились, выросли и родили детей, от ее правителей, это связано, но не тождественно. Правители приходят и уходят, а Россия остается.

Особое внимание хочется обратить на фильмы времен "холодной войны", которые теперь так часто показывают по ТВ, и на переводные книги. В них часто супермены-американцы борются с тупыми и жестокими русскими. Не надо запрещать детям смотреть или читать подобные "произведения искусства". Это как раз тот случай, когда плод не должен быть запретным, иначе он будет сладким. Однако полезно выразить свое юмористическое отношение к этим топорным пародиям.

И напоследок буквально пара фраз о слове "совок". Не произносите этого слова - лучше совсем, но при детях особенно. Мало того, что оно унизительное, так у ребенка оно еще и вызовет законную ассоциацию с пластмассовым совочком, с игрушкой, которая всегда в чьих-то руках, причем с игрушкой чисто функциональной и настолько невзрачной, что ее часто забывают в песочнице...

В психологии это называется "конкретно-образное мышление".

Смотрите также: