В связи с празднованием 250-летнего юбилея к Московскому университету приковано самое пристальное внимание.
От имени читателей мы задали ректору МГУ Виктору САДОВНИЧЕМУ несколько вопросов.
- Виктор Антонович, что вы можете сказать об уровне подготовки абитуриентов МГУ? Как он меняется год от года?
- Уровень подготовки наших абитуриентов не стал ниже. Нельзя сказать, что они адаптированы к новому времени. Например, прошлогодние варианты на мехмат - не слабей, чем были в то время, когда мы поступали. А если говорить в целом о школьном образовании, оно, безусловно, стало слабее. Кроме того, поменялся и взгляд на него. У нас была 10-летка с довольно строгим уровнем. Сейчас же обсуждается вопрос о том, что не надо всем такого образования - надо профилировать. Если кто не способен к математике, его и учить не надо. Спорные вопросы. Но они сейчас побеждают. Поэтому образование сейчас, конечно, дифференцированное. Есть очень хорошие школы - например, спецшколы, наша школа-интернат. Их много - сотни. Они готовят абитуриентов хорошего класса, который нас устраивает.
- Но ребята дифференцированы не только и не столько по уровню знаний, сколько по кошельку.
- Да, они дифференцируются еще и по поддержке. Даже в каждом небольшом городе есть элитные лицеи, а есть и школы, где один учитель по всем предметам.
- Так как же пробиться талантливому человеку из того самого местечка с одним учителем?
- Безусловно, это проблема. Вот почему мы настаиваем на олимпиадах, на поиске. Надо не просто вернуть это движение, нужно сделать его гораздо шире. Ведь сейчас проблема поиска стоит гораздо острее.
- Ну, хорошо, преподаватели приехали, набрали талантливых ребят. А на что они будут учиться?
- Не волнуйтесь, таких ребят мы выучим. Во-первых, у нас есть социальная программа поддержки нуждающихся, мы им платим довольно прилично, на "чай" хватает. Во-вторых, всякий студент, может и подработать.
- Но ведь учиться, например, на мехмате и подрабатывать довольно трудно...
- Да, верно. Но ребята находят какие-то формы, например, репетируют. Главное все-таки - найти и привести, тут уж человек не умрет с голоду. Есть и еще одна серьезная проблема - нужно, чтобы он психологически был готов ехать. Потому что многие сейчас хотят учиться на местах, в местных открытых университетах.
- Сейчас можно, не выезжая, учиться и в Москве - был бы компьютер и Интернет. Как вы относитесь к дистантной форме обучения?
- Я считаю, она не является полноценной для подготовки высококлассного специалиста. У нас в МГУ другая система - тьютерство, кураторство, научный руководитель. Тогда получается специалист. А когда только контрольные работы по Интернету... Конечно, любое образование полезно, но такая форма получения знаний не заменит традиционную университетскую Школу. И во всем мире дистантное образование не является той формой, которая готовит научных сотрудников, элиту.
- Многих читателей интересуют вопросы трудоустройства. Какие перспективы у выпускников университета?
- Среди выпускников МГУ нетрудоустроенных нет. Другое дело, некоторые говорят, что пошли работать не по специальности. Но это тоже тонкий вопрос. Например, выпускник мехмата работает аналитиком в каком-то управлении. Он математик-аналитик. Как это считать - по специальности или нет? Он пошел работать, используя умение логически мыслить, обрабатывать информацию, анализировать статистику. У него есть сумма знаний и он умеет учиться - именно в этом суть фундаментального образования. Хотя, конечно, при современной системе трудоустройства потенциал ребят используется недостаточно. Безусловно, раньше было гораздо проще - были оборонные заказы. Тогда все шли в Подлипки, Королев. А сейчас - кто в аэрофлоте служит, кто в банке, кто работает на фирме. Меньше чем на 500 долларов работу не находят.
- А как в дальнейшем будет развиваться эта система?
- Я думаю, что сейчас мы "созрели" к новой системе. Должны быть заказы - региональные государственные, может и еще какие-то - от фирм, предприятий. То есть стрелять все время в воздух не надо - было время, но оно себя уже исчерпывает. А вот заказы и не только заказы, но и оплата подготовки таких специалистов, я думаю, это будет набирать обороты.