Как застенчивую барышню вывести в свет

   
   

Застенчивость наследуется от родителей, как голубые глаза или курчавые волосы. Пока она не мешает ребенку в жизни, не стоит волноваться. Но если застенчивость не позволяет познакомиться с соседскими детьми, заставляет отказываться от приглашений на дискотеку или приклеивает к стулу на уроках? Тогда это уже проблема. Робкие дети реже осмеливаются попросить о помощи. Застенчивые менее охотно, нежели их более бойкие товарищи, ищут необходимую информацию... Специалисты считают: когда застенчивость становится проблемой, ей надо заняться как можно скорее.

  • Не приклеивайте ярлык. Если вы постоянно напоминаете ребенку о его застенчивости, значит, вы замечаете в нем только это. Наоборот, вспоминайте ситуации, в которых он проявил себя решительно. Это повысит его самооценку. А его застенчивость называйте осторожностью.
  • Помните о его чувствах. Вместо того, чтобы постоянно упрекать малыша за робость, употребляйте нейтральные слова. Когда он жмется к вашим ногам, отказываясь играть с другими детьми, скажите: "Похоже, сегодня ты не в настроении". Что-то вроде этого он и испытывает, вы не лукавите, а просто избегаете обидных для него слов.
  • Поощряйте общение. Пусть ребенок приглашает домой одноклассников. Не запрещайте и ему ходить в гости. Чем больший опыт общения накопит робкий ребенок, тем меньше он будет тревожиться.
  • Будьте сами пообщительней. Когда ребенок еще мал, старайтесь приглашать в дом побольше людей, устраивайте совместные завтраки с друзьями и их детьми. Застенчивому малышу нужно привыкать к обществу.
  • Не торопите события. Робким детям большие сборища кажутся устрашающими. Нельзя просто вести такого малыша в комнату, наполненную людьми, и бросить одного среди толпы. Держите его за руку, пока он не оглядится. Не спешите уходить. Подойдите к другому ребенку или группе детей и, заговорив с ними, дождитесь, пока ваш малыш не включится в беседу. Застенчивый ребенок нуждается в поддержке и должен знать, что вы окажетесь рядом, когда это понадобится.
  • Пусть делится своими успехами. Заведите особое время для хороших новостей. За ужином или перед отходом ко сну позвольте ребенку рассказать обо всем приятном, что с ним случилось за день. Когда ребенка выслушивают и уважительно расспрашивают, это повышает его самооценку.
  • Найдите ему увлечение. Никогда заранее неизвестно, что может заинтересовать ребенка. Поэтому переберите все, что есть в вашем районе, - от уроков плавания до детского театра. Это как с пищей. Предлагайте какой-то базовый набор, а ребенок сам выберет, что ему нравится.
  • Примеряйте ситуацию, как одежду. Новая ситуация - это кошмар для робких людей. Если ребенок отправляется в гости, идет в первый раз в новый класс или в другую школу, обсудите с ним, что он там увидит или что будет делать. Если это возможно, посетите школу вместе с ним заранее, поговорите с новыми учителями, попытайтесь свести малыша с другими детьми. Чем полнее вам удастся познакомить ребенка с новой ситуацией, тем меньше страха у него останется.
  • Оставайтесь спокойны. Даже если вас самих тревожит новизна ситуации, не выдавайте своего беспокойства при ребенке. Родители, которые в детстве тоже многого стеснялись, нередко беспокоятся, как переживет их ребенок столь знакомые им ощущения. Их беспокойство может передаться малышу.
  • Поделитесь опытом. Все хоть однажды стеснялись чего-то. Это нормальное человеческое состояние. Детям полезно узнать, что оно - часть повседневной жизни и что вы можете ему помочь. У вас наверняка найдется в запасе какая-нибудь утешительная история.
  • Не требуйте совершенства. Застенчивые люди убеждены, что легкость в общении связана с личными достоинствами, исключительностью. Людям часто кажется, что они должны вести себя как киногерои. Но детям надо понять, что дружба не требует совершенства. Не требуйте и сами от детей слишком многого.
  • Попросите помощи у учителя. Отзывчивому, чуткому учителю иногда удается растормошить робкого малыша или свести с другим ребенком, который не столь застенчив. Если вы действительно покажете, насколько благодарны учителю за его усилия, он может сотворить чудо.
  • Смотрите также: