Медальер - это мастер по производству медалей и монет, одна из редких и древних профессий. Имена древних медальеров чаще всего неизвестны. Мы не знаем, кто был автором изображения головы богини Афины на древних монетах Афин или головы Зевса на монетах Олимпии. Зато мы можем оценить искусство резчика по тем удивительно тонким и изящным изображениям, которые до нас дошли. Впрочем, иногда рядом с именем князя или короля можно обнаружить и имя мастера-чеканщика. Так, до нас дошли монеты с изображением папы Климента VII, отчеканенные по модели, созданной знаменитым скульптором, гравером, ювелиром и медальером из Флоренции Бенвенуто Челлини. От эпохи Ивана III остались монеты с латинской надписью "Аristoteles". Считают, что это имя создателя Успенского собора в Кремле Аристотеля Фиораванти, который в том числе занимался медальерным искусством. Именно искусством, ведь работу медальера называют миниатюрной скульптурой, относя ее к мелкой пластике, которая именно в силу своего размера требует особого изящества и вкуса в исполнении.
Особых усилий и искусства требовало изготовление медалей. Если на лицевой стороне обычно была надпись или портрет, то на оборотной изображались целые батальные сцены. Так, на медалях за победу при Гангуте в Северной войне была изображена миниатюрная схема построения всего русского и шведского флота перед началом битвы.
В древности монеты изготовляли как при помощи литья, так и чеканки. Если при литье горячий металл сам принимает форму рельефного изображения матрицы, то при чеканке изображение получали при помощи штемпеля из твердого металла с выгравированными углублениями. Изготовление штемпеля, будь то для медали или монеты, и было самым трудоемким и сложным этапом работы. При этом, как ни печально, но снашивался он довольно быстро. Для ускорения работы на Руси в XV в. пришли к идее "маточника". Рисунок на маточнике делали таким, каким хотели видеть его на монете. Затем при помощи маточника изготовляли рабочие концы штемпелей, которыми и чеканили монеты. Так удавалось получить сразу несколько готовых штемпелей. Хранили их на Монетном дворе. Известно, что старые штемпеля во времена Петра I использовали для чеканки коллекционных монет. Так, например, уже в петровскую эпоху удалось отпечатать талеры Лжедмитрия. Вообще расцвет медальерного искусства в России связывают как раз с эпохой Петра I. Особенно прославился медальер Федор Алексеев, автор петровских памятных монет и медалей, например, в честь основания Петербурга.
Известно, что эскизы для штемпелей - проектные рисунки медалей делаются не одним человеком, и их бывает, как правило, несколько. Старые и новые эскизы медалей и монет хранятся в Специальном хранении "Гознака". В новое время на помощь медальерам пришли современные оптические приборы и инструменты, но по-прежнему работа медальера ценится на вес золота, и только настоящий талант может победить заклятие безвестностью. Первым советским медальером стал А.Ф. Васютинский. Награжденный еще в 1888 г. Золотой медалью Академии художеств за медаль "Геркулес, убивающий трехглавую гидру", он стал автором первого советского ордена Красного Знамени, отчеканенном на Петроградском монетном дворе, и многих других. Васютинский руководил работами по налаживанию чеканки серебряных монет в 1920-е гг. Под его руководством были созданы образцы всех монет, находившихся в обращении с 1926 г. По его рисунку создавалась лицевая сторона мелких монет с гербом СССР, введенных в оборот в 1935 г.
Медальерное искусство наших мастеров находит заслуженное признание во всем мире и сегодня. Так, на весь мир прогремело имя питерского мастера Александра Бакланова, автора юбилейной монеты "Ромео и Джульетта" достоинством в 25 рублей из юбилейной серии "Большой театр". Американское издательство World Coin News, которое с 1900 г. издает каталоги всех монет, признало ее лучшей монетой 2001 г. в номинации "За художественное исполнение".