95

Настоящий русский реализм

ИСТОРИЮ страны можно изучать не только по книгам и хроникам. Она отражается обычно на лицах современников. Поэтому так ценен для потомков жанр портрета.

Галерея "Дом Нащокина" продолжает знакомить москвичей с музейными собраниями. Новый сезон галерея начала выставкой "Русский придворный портрет XVIII века" (из собраний Государственного музея керамики и "Усадьбы Кусково"), на которой представлено около 50 портретов выдающихся личностей. Петр I в роскошном облачении, с жезлом, глобусом, шпагой. Его сподвижник Алексашка Меншиков, полный достоинства, с умным, простым, но живым лицом. Фаворит Екатерины II, красавец князь Григорий Потемкин. Император Петр III. Представители знатных российских родов: Шереметевых, Долгоруких, Голицыных, Паниных. Особое место занимают на выставке портреты российских правительниц, самый выдающийся - портрет молодой Екатерины II (Великая княгиня Екатерина Алексеевна, 1762). Большая часть портретов - из фамильной коллекции знатнейшего российского рода Шереметевых.

В роскошных тяжелых золотых рамах, с гербами, вензелями плотно повешенные портреты смотрятся в залах галереи вполне уместно и современно. Выставка, посвященная 200-летию со дня рождения П. Нащокина, известного российского мецената, покровителя искусств, позволяет проследить этапы развития портретного жанра в России XVIII в. Авторы большинства портретов - "неизвестные" художники (в основном крепостные). Именно они сумели донести до нас лучшие черты, национальные особенности русского характера. Помимо несомненных живописных достоинств мы узнаем в этих чистых, просветленных лицах нечто давно забытое, но, безусловно, присутствующее и в наших современницах. И в этом - одно из важнейших достоинств выставки. В атмосферу той эпохи также вводят предметы мебели, изделия декоративно-прикладного искусства (замечательные фарфоровые вещи Императорского фарфорового завода второй половины XVIII века). "Момент открытия всегда был важным для нашей галереи, - говорит директор Н. Рюрикова. - Показывая произведения русской живописи из музейных собраний, мы хотели, чтобы посетители не считали шедеврами реалистического искусства работы Шилова и Глазунова, чтобы они увидели, что гениальное русское реалистическое искусство может быть совсем иного качества".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно