Вы, вероятно, много раз слышали, как работники музеев, рассказывая о каком-нибудь знаменитом художественном полотне или известной всему миру скульптуре, говорят, что эта вещь не имеет цены. С точки зрения бесценности каждого настоящего произведения искусства они, безусловно, правы. И все же каждый шедевр имеет свою "цену". Это может быть стоимость, за которую картину великого художника продали на каком-нибудь из аукционов, а может быть ее страховая стоимость.
Для чего страхуют тот или иной шедевр мирового искусства? Разумеется, не только для того, чтобы записать в документах какую-то сумму в сотнях тысяч или даже миллионах долларов! Произведения искусства страхуют (как и любое имущество) от трагической случайности. Дело в том, что статус "шедевра" не спасает от опасностей: в музее может произойти пожар, он (со всеми своими "жильцами") может пострадать от военных действий или террористического акта, картину или скульптуру просто могут украсть!
Вы скажете, что во всех музеях есть надежные способы защиты от жуликов. Да, но, несмотря на это, кражи художественных ценностей, к сожалению, время от времени случаются даже в самых крупных и охраняемых сокровищницах мира. А кроме того, картины часто путешествуют из города в город, из страны в страну: их отправляют на передвижные выставки, они едут "в гости" в соседнее государство и за океан... А любое такое путешествие - дополнительный риск.
Случаются с произведениями искусства вещи и вовсе невероятные. На них... совершаются покушения! Бывали случаи, когда психически больные люди вдруг бросались на картину с ножом, бритвой или обливали ее едкой кислотой... Почему это происходит? Ответ могут дать только врачи-психиатры... Но шедевр в этом случае оказывается в смертельной опасности! Привести примеры? Пожалуйста!
В 1913 году на находящуюся в Третьяковской галерее знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина "Иван Грозный и его сын Иван", больше известную в народе под названием "Иван Грозный убивает своего сына", было совершено настоящее покушение. Один из посетителей Третьяковки по фамилии Балашов оказался... сумасшедшим. Не замеченный смотрителем, он подошел к картине и с криком: "Довольно крови! Долой кровь!", набросился на изображение Ивана Грозного с ножом. Прежде чем его оттащили и связали, он успел нанести полотну множество серьезных ран. В те времена страхование произведений искусства еще не было таким обычным делом. Но картину удалось спасти благодаря усилиям реставраторов и самого художника, примчавшегося по вызову со своей дачи в Финляндии.
А курьезный и нелепый случай со скульптурой, изображающей знаменитую Русалочку, героиню сказки Андерсена? У этого памятника в Амстердаме неизвестные злодеи несколько раз похищали голову! Так что страховать полотно художника или скульптуру от всякой случайности - решение правильное.