Примерное время чтения: 4 минуты
212

Любовь и картины

Антикварный мир окутан легендами и закрыт для посторонних. Но Валерий ДУДАКОВ, обладатель коллекции русских художников-авангардистов начала ХХ века, эксперт аукциона "Сотбис" и гендиректор галереи "Новый Эрмитаж", приоткрыл для наших читателей некоторые тайны.

- СЕГОДНЯ тех, кто открыто заявляет о своих коллекциях, в Москве 3-4 сотни. Тех же, кто реально владеет произведениями искусства, учесть невозможно. Кто-то занимается собирательством тайно, не афишируя своих пристрастий, кто-то вкладывает в это деньги (доходность произведений антиквариата доходит до 15% в год. - Ред.), а кто-то занимается исключительно контрабандой и спекуляцией. В любом из перечисленных случаев открытость ни к чему.

- Может быть, коллекционеры не идут на контакт, потому что боятся ограблений, нападений?

- Уверяю вас, нет ни одной коллекции, в которой хотя бы один предмет не имел криминального прошлого. Это или аферы с оценкой стоимости, естественно, заниженной, по которой он был приобретен, или фальшивка. Кроме того, в СССР до 1986 г. любое коллекционирование было под запретом, так что каждая приобретенная в те годы вещь автоматически становилась криминальной. Что касается грабежей и убийств, в годы советской власти антиквариат стоил копейки, так что на нем никто нажиться не мог. Грабили и убивали только "по заказу", для вывоза за границу. Сейчас все коллекционеры поставили квартиры на охрану, а я, например, самые ценные шедевры храню в банке.

- У вас в коллекции есть полотна Кандинского, Шагала, Малевича, стоимость каждой на рынке достигает нескольких миллионов долларов. Неужели и они были куплены "за копейки"?

- В 60-е гг. я работал главным художником-оформителем в фирме "Мелодия". Кроме того, коллеги всегда давали мне какие-то заказы со стороны, так что мой доход составлял 1,5-3 тыс. руб. в месяц. Я собирал работы художников "Голубой розы", "Бубнового валета", "Мира искусств" - русский авангард начала ХХ века. Так вот, шедевр Серебряного века, самый дорогой, стоил в те годы 3 - 4 тыс. руб., авангард - от 100 до 1 тыс. руб. Картину Аристарха Лентулова "Распятие" я приобрел у дочери художника за 1 тыс. руб., а сегодня она стоит уже 0,5 млн. долл. Я не тратил денег на любовниц, на машины, был неприхотлив в быту и еде. Все мои деньги уходили на собирательство, при этом я постоянно был в долгах, занимал-перезанимал. Коллекционирование - это страсть, и люди, им одержимые, идут на многое ради того, чтобы обладать желанным предметом.

- Сколько лет можно потратить на поиски вожделенного шедевра?

- В юности я увидел картины А. Волкова. Особенно меня поразила одна - "Танец", которая считалась "номером два" в творчестве художника. С того момента, как я увидел полотно, до того дня, как его приобрел, прошло 15 лет. Я познакомился с детьми художника, узнал его историю и постоянно следил за картиной (она попала в коллекцию к антиквару Якову Рубинштейну, потом к его наследникам и наконец оказалась на аукционе, где я ее и купил). "Прогулку с розой" Ларионова я купил спустя 30 лет после того, как впервые увидел.

- В вашей коллекции есть картины с "историей"?

- В принципе любая антикварная вещь имеет историю. Был такой антиквар Николай Дмитриевич Виноградов, он собирал коллекцию в послереволюционные годы. В свое время, опасаясь преследований за собрание картин новой живописи (тот самый русский авангард), он сделал из полотен в своей квартире антресоли и заклеил их обоями. В середине 60-х его сын стал делать в квартире ремонт и неожиданно обнаружил картины. Одна из них, "Ночь, или Осенняя песня" П. Уткина, появилась в моей коллекции. "Три фигуры в поле" Малевича долгие годы хранились в Русском музее. Дочь художника Уна и ее родные жили в жуткой нищете. Они просили у государства хоть какую-то компенсацию за картины художника. Уна вынуждена была обратиться в суд, который вынес решение вернуть три картины из ста с лишним, что находились в собственности государства, родным Малевича. Одну из них, "Три фигуры в поле", Уна незадолго до своей смерти продала мне, в надежные, как она говорила, руки. Так в моей коллекции оказалось полотно, за которым стоит трагедия целой семьи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно