Примерное время чтения: 4 минуты
1248

Куинджи Архип Иванович (1841-1910)

А. И. Куинджи был сыном бедного сапожника-грека из Мариуполя, рано осиротел, и всего в жизни ему приходилось добиваться самому. В начале 1860-х годов страсть к рисованию привела его в Петербург, где он дважды пытался поступить в Академию художеств, но безуспешно. Не хватало подготовки, ведь весь свой живописный опыт он приобрел, будучи ретушером в фотографической мастерской.

Куинджи начал учиться самостоятельно, подражая своему кумиру - И. К. Айвазовскому. В 1868 году он был допущен на академическую выставку с картиной "Татарская сакля при лунном свете", за которую получил звание свободного художника и возможность посещать занятия в Академии.

Вскоре Куинджи написал несколько пронзительных по воздействию на зрителя пейзажей: "Осенняя распутица" (1872), "Забытая деревня" (1874) и "Чумацкий шлях в Мариуполе" (1875).

Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Результатом стал ряд блистательных картин: "Украинская ночь" (1876), "Березовая роща" (1879) и "Ночь на Днепре" (1880). Последняя была выставлена в Обществе поощрения художников, причем на выставке одного произведения - необычное для того времени явление. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь.

Успех был полным, такого скопления народа не знала ни одна выставка. Известный поэт Яков Полонский писал: "Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, выносили такое невероятное впечатление".

Воздействие картин Куинджи на зрителя оказалось настолько сильным, что художника начали подозревать в использовании, как мы сейчас сказали бы, "спецэффектов". Говорили, что он рисует природу через цветные стекла и даже сочиняли легенды о "лунных" красках, с помощью которых якобы можно изобразить лунный свет, особенно удававшийся мастеру.

А на самом деле Куинджи, во-первых, обладал врожденным чувством цвета, во-вторых, много экспериментировал с ним. Его мастерская, по воспоминаниям современников, напоминала лабораторию, в которой он, как ученый, исследовал законы действия дополнительных цветов на основной. В благородной тревоге И.Н. Крамской даже послал письмо редактору газеты "Новое время", в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Как мы знаем, этого не произошло.

Сам Куинджи, сознавая такую опасность, в середине 80-х годов провел под руководством великого химика Д. И. Менделеева несколько плодотворных опытов, чтобы выяснить возможности смешения красок.

В 1881 году Куинджи показал на выставке картину "Березовая роща" (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение - прекратить выставлять свои произведения. Этот поступок он объяснил желанием покинуть зрителя в зените славы, пока его мастерство не начало слабеть. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Надолго запертые в мастерской полотна, например "Вечер на Украине" (1878-1901), "Дубы" (1900-1903), маленькие картинки "Лунные пятна на снегу", "Цветник", свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло.

Куинджи не стал затворником, в 1894 году он начинает преподавать в пейзажной мастерской Академии художеств. К сожалению, в 1897 году за общение с участниками студенческих волнений он был отстранен от службы, но его продуманное, талантливое преподавание подарило миру таких мастеров, как А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский, Н. К. Рерих.

После увольнения Куинджи принимает учеников у себя дома, и даже, будучи человеком очень состоятельным, устраивает им на свои деньги поездку в Западную Европу.

В полной мере познавший в юности нищету, художник Куинджи активно занимался благотворительностью: пожертвовал Академии художеств капитал, на проценты с которого ежегодно выплачивались премии молодым художникам, а также учредил в 1909 году Общество имени Куинджи - независимое объединение художников. Ему он пожертвовал 150 тысяч рублей, 225 десятин земли в Крыму и завещал все свои картины и деньги.

Общество просуществовало до 1930 года, а сам Куинджи умер спустя несколько месяцев после его открытия.

Это интересно

Однажды Куинджи спросили, что вдохновляет его изобретать такие неповторимые свежие и яркие сочетания красок.

- Моя квартирная хозяйка, - ответил художник. - Я люблю, когда свет поярче, а она вечно на свечах экономит. Вот я и придумываю колорит, который сделал бы мою мастерскую чуть-чуть светлее.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно