Арена

   
   

"Сияй, сияй арены круг!" Именно отсюда, с арены, мы начнем наше путешествие в мир цирка, потому что все самое захватывающее, смешное, интересное происходит здесь. Итак, арена (от латинского аrena - песок). Если вспомнить, когда и где зарождался цирк, то становится понятным, почему это название связано с песком. В зрелищных зданиях Древнего Рима аренами называли площадки овальной формы, усыпанные песком, на которых происходили бои гладиаторов, конные состязания (бега колесниц) и другие зрелища. Кстати, в некоторых странах, например в Испании, Мексике, где проводятся бои быков, эта площадка также называется ареной. В современном цирке у арены есть и другое название, которое утвердилось и существует на равных - манеж. Слово образовано от французского мanege - выездка. Манеж круглой формы и стандартного размера - 13 метров в диаметре - был впервые установлен в 1807 году в парижском цирке Франкони. Поверхность его - выровненные слои мягкой земли и красной глины - была усыпана древесными опилками. Эта смесь опилок и глины называется тырса. С конца 50-х годов манежи стали покрывать толстым слоем пористой резины. В крупнейших цирках манежи, оборудованные системой люков и туннелей, имеют бетонированный бассейн для водяных феерий, манежный круг может подниматься и опускаться. Неотъемлемая часть манежа - барьер вокруг него высотой 50-60 сантиметров и шириной 40-50 сантиметров. Край манежного грунта шириной 33 сантиметра, приподнятый около барьера над остальным грунтом обычно на 40 сантиметров, называется писта (от французского piste - гаревая дорожка). Он не дает лошади, которая всегда бежит с наклоном к центру манежа, бить ногами по стенкам барьера, нарушая правильность наклона и темп бега.

Поверх опилочного или резинового покрова манежа расстилают ковер весом около тонны.

Амфитеатр (от греческого аmphi - с обеих сторон и theatron - зрелище). В цирке это места, опоясывающие отдельными секторами цирковой манеж в виде поднимающихся один над другим уступов. (В 1780 году так назывался первый стационарный цирк в Европе, созданный Ф. Астлеем в Лондоне. Впоследствии амфитеатром называли как здания, в которых происходили конноспортивные и гимнастические представления, так и сам жанр этих зрелищ.) Венчает здание цирка купол (от итальянского cupola - свод) - выпуклая крыша в виде полушария с металлическим, деревянным, бетонным или брезентовым покрытием. На расстоянии не менее 2 метров от вершины купола и на высоте 18 метров от уровня манежа устраивается колосник - специальный решетчатый настил диаметром не менее 8 метров, на котором устанавливаются грузоподъемные механизмы, люки и другие приспособления. Артисты выходят на арену из-за форганга (от немецкого vorhang - занавес, отделяющий манеж от кулис).

Те из вас, кто бывал в цирке, наверняка помнят голос человека, который громко и торжественно объявляет номер, выходит на арену и усмиряет разошедшихся было клоунов, незримо руководит униформистами, следит за выполнением техники безопасности, организацией репетиций. Все это делает инспектор манежа, которого в старом цирке называли шпрехшталмейстером. Униформа (от французского uniforme - единообразие) - неотъемлемый и исключительно важный компонент цирковой программы. Это рабочие, обслуживающие цирковую арену во время представления и на репетициях. Именно они готовят манеж к началу программы, а во время пауз перед очередным номером расстилают и скатывают ковер, устанавливают аппаратуру, ассистируют исполнителям, подают реквизит и т.д. Униформисты все одеты в одинаковую парадную одежду. Многие прославленные артисты цирка начинали униформистами.

Все, что входит в цирковое представление, вся совокупность номеров, интермедий, пролога и эпилога называется программой, а ее вступительная часть - прологом. Но начинается представление с парада-пролога, когда на арену выходят все участники программы. В российском цирке парад-пролог появился в начале 30-х годов ХХ века. Постановщик цирковых спектаклей, программ, номеров - режиссер. В русском дореволюционном цирке его функции обычно выполнял директор цирка: он формировал программу, устанавливал очередность номеров. Номер - это отдельное законченное выступление, исполняемое в цирковой программе одним или несколькими артистами. Интересно, что сам термин "номер" первоначально, когда только зарождался стационарный цирк, означал порядок актерских выходов на манеж. Что же касается аттракциона (от французского аttraction - притяжение), то это центральный номер программы, который отличают новизна, трюковая насыщенность, высокое исполнительское мастерство и зрелищная эффектность. Своим появлением на свет аттракцион обязан возросшей в конце XIX века конкуренции между цирком и мюзик-холлами, варьете и т.д. Обязательное условие аттракциона - его сенсационность. Распространению аттракционов способствовало и развитие техники, так как номера этого рода часто выполнялись с помощью сложной технической аппаратуры. Первым создателем аттракциона "Круг смерти" был бельгийский механик-конструктор и профессиональный гонщик Шарль Нуазетт. Он сконструировал огромную корзину из деревянных реек без дна, по внутренним стенкам которой на большой скорости мчались велосипедисты.

Те, кто видел старый фильм "Цирк", наверняка помнят номер, когда артистку из пушки выстреливали под купол цирка. Этот номер назывался "Человек-снаряд", он появился также в конце XIX века. В аттракционе "Люди-мухи" артисты ходили по стеклянному потолку вниз головой, удерживаясь с помощью специальных присосок. Как правило, аттракциону отводится целиком второе отделение программы. Ассистент (или ассистентка, от латинского assistens, assistentis - присутствующий, помогающий) - помощник ведущего исполнителя, в чьи обязанности входит помощь артисту на репетициях и во время представления.

Шари-вари (от французского charivari - "кошачий концерт", шум, гам) - вид комико-акробатического попурри, один из самых красочных и жизнерадостных цирковых номеров. По сути, это концовка группового номера или всей программы, краткое, динамичное действие всех артистов, находящихся на манеже, барьере, а иногда и в воздухе (на снарядах), и одновременно исполняющих какой-нибудь трюк. Трюк - цирковое действие, одно из главных выразительных средств циркового искусства, основа цирка. В акробатике, гимнастике, конном цирке это сальто, стойки, прыжки, кабриоли, пассажи. В иллюзионных номерах - исчезновение, таинственное появление предметов, людей, животных. В клоунаде - контрастные действия, вызывающие смех: из кобуры револьвера артист вынимает платок, из револьвера льется вода. Окончание всякого циркового действа обычно сопровождается аплодисментами. Комплимент - традиционный поклон артиста по окончании номера и при его повторных выходах на манеж в ответ на вызовы зрителей. Обычно при этом артиста просит выйти на арену инспектор манежа. Да капо (от итальянского da capo - сначала) - исполнение какого-либо трюка, репризы, шутки после основного номера в ответ на аплодисменты.

В начале мы выяснили, что такое цирк стационарный, а еще есть передвижной цирк - шапито (от французского chapiteau - капитель, колпак). Это сооружение разборного типа из брезента или другого материала для цирковых спектаклей. Оно представляет собой конструкцию из высоких центральных мачт (ферм) и боковых стоек, на которые с помощью различных креплений натягивают брезентовый шатер куполообразной формы. Внутри находятся манеж и места для зрителей, расположенные амфитеатром. За форгангом размещаются закулисные помещения. Шапито, путешествующий цирк, возник в 30-е годы XIX века. Артисты цирка - люди беспокойной профессии, они постоянно переезжают с места на место, из города в город, из страны в страну. Выступления артиста (коллектива артистов), разъезжающего по разным городам и странам, и есть гастроль (от немецкого gast - гость и rolle - роль). В России иностранные цирковые артисты гастролировали с середины XVIII века. Начало гастролей русских цирковых артистов за рубежом относится к 80-м годам XIX века. В старых дореволюционных цирках бытовало газирование (от французского gazon - газон) - выступление уличных акробатов, гимнастов, фокусников в садах, на площадях, во дворах. Отсюда "газировать", "газировщик". Артисты цирка - люди дисциплинированные, но чтобы они знали расписание репетиций и порядок выхода на арену всегда вывешивают авизо (от итальянского avviso - уведомление, оповещение). Во время представлений его вывешивают ежедневно за кулисами. В дореволюционном цирке для неграмотных участников программы номера и фамилии исполнителей отмечались не буквами, а условными знаками.

Смотрите также: