РАДУЙТЕСЬ, потребители отечественной поп-музыки! О вас наконец-то вспомнили народные избранники. Депутаты Иосиф Кобзон и Михаил Мень готовят к рассмотрению в Думе дополнение в закон "О защите прав потребителей", которое сильно осложнит жизнь артистам, работающим под фонограмму. Говоря простым языком, Дума решила разобраться с "фанерщиками".
НА ЗАПАДЕ с этим видом "музыкальной халтуры" давно покончено. Там зрителей предупреждают заранее, на какой концерт они покупают билеты - на "живой" или фонограммный. С обманщиками поступают по всей строгости закона. Если вы помните, несколько лет назад популярная группа "Милли Ванилли" бесславно закончила свою карьеру, едва стало известно, что музыканты попросту имитировали пение на концертах.
Наш зритель настолько не- искушен в нюансах концертных выступлений, что часто и не догадывается о надувательстве. А дурят нашего брата часто. Остановка фонограммы на последних московских сольниках Киркорова, "фанерный" конфуз Леонтьева на прошлогоднем "Сюрпризе для Аллы Пугачевой" - это все мелкие шалости. Вот когда целое отделение сольного концерта исполнитель имитирует пение - это уже серьезный проступок. "Я не буду называть имя артиста, - говорит главный звукорежиссер ГЦКЗ "Россия" (основной концертной площадки страны) Эдуард Успенский, - но первое отделение на прошедших недавно концертах он пел вживую, и зрители чувствовали это, был диалог. Второе отделение шло полностью под фонограмму - публика сидела и скучала. Какая бы ни была запись, она все равно "мертвая".
А ведь в "России" стоит лучшая в стране звуковая аппаратура стоимостью 1 млн. 200 тысяч $ (английский пульт Soundcraft-Europa и американские акустические системы ЕАV мощностью 60 киловатт). Технические возможности позволяют проводить любой концерт. Однако честно в "России" работают только рок-коллективы: "Алиса", "Аквариум", "Чайф" и т. д. Почти все сольники поп-артистов, не говоря уже о сборных "солянках", проходят под "минус". То есть музыканты на сцене только делают вид, что играют, на самом деле звучит записанная на студии инструментальная фонограмма. Ну а когда концерт записывается телевизионными камерами, то можете не сомневаться - звучит полная фонограмма.
"У телевизионщиков, - поясняет Успенский, - как правило, нет блок-эффектов (различных видов ревербераций, задержек и т. д.). Они не могут обработать сигнал, идущий с пульта, стоящего в зале. И мы уже привыкли к тому, что, если телевидение пишет, значит, работаем под фонограмму во избежание накладок".
"Живой звук, - подтверждает режиссер "Программы "А" Сергей Антипов, - сильно осложняет работу телевизионщиков. Но практика нашей передачи показывает, что все возможно. В случае съемки телевидение должно привозить дополнительную аппаратуру - сплитеры, звуковой пульт, специальный микширующий автобус или писать на многоканальный магнитофон, а потом пересводить. Это в полтора-два раза дороже, чем спеть под "фанерку". Все упирается только в деньги.
Я не против выступления артистов под фонограмму, но - за то, чтобы все было честно, как во всем мире. Ведь на сигаретах написано: "Минздрав предупреждает...", так и на афише должно быть обозначено: "Концерт идет под фонограмму". Думаю, в Москве и Питере 5-10% исполнителей работают под фонограмму, по стране - многие. Ведь для музыканта иметь плохой звук хуже, чем легкий позор от остановившегося магнитофона".
Зампред Комитета Госдумы по культуре Михаил Мень подтвердил, что протолкнуть в Думе вышеназванный законопроект они с Кобзоном попытаются еще до парламентских каникул. Благо есть поддержка со стороны Союза композиторов и ряда исполнителей. Так что, возможно, уже осенью этого года потребители попсы смогут даже судиться с халтурщиками. Но хочу предупредить потенциальных истцов, что выиграть процесс будет не так уж и легко. Нужно будет представить веские доказательства. Я сам когда-то не сумел доказать суду, что кабаре-дуэт "Академия" поет под "фанеру" - не было веских доказательств.
По словам Сергея Антипова, уличить исполнителя в халтуре можно, только поймав его за руку. Допустим, у звукооператора, запускающего фонограмму, нужно отобрать кассету или мини-диск. А затем послушать, есть ли там голос или записаны только инструменты. Интересно, кому же доверят функции "ловцов за руку"? МВД? ФСБ? Или депутаты сами возьмут на себя эти почетные обязанности?