Аварии на транспорте (01.09.2005)

   
   

Люди давно научились передвигаться на большие расстояния с помощью технических средств. В старину это были кареты и повозки, запряженные лошадьми, а для морских путешествий - парусные корабли. Потом были изобретены пароход, паровоз, построены железные дороги, появились автомобили, а затем и самолеты... И чем более технически мощным становится транспорт, тем большую опасность он представляет для человека. Рассмотрим самые опасные транспортные аварии, которые происходят в наше время.

Аварии на железной дороге

Что может послужить причиной аварии железнодорожного состава? Неисправность пути, поломки электровозов и вагонов, средств сигнализации, а также ошибки людей, ответственных за тот или иной участок работы (диспетчер, машинист и др.). Поезда могут сойти с рельсов, столкнуться друг с другом, наехать на переезде на остановившийся автомобиль и т.д. Тем не менее железная дорога, к примеру, в 10 раз менее опасна для жизни, чем столь любимый многими автомобиль! Самыми безопасными для путешествия по железной дороге считаются центральные вагоны, купе, расположенные ближе к выходу из вагона, нижние полки (при столкновении страдают в первую очередь головные вагоны поезда, а если поезд сойдет с рельсов, то наиболее вероятно, что перевернутся его задние вагоны).

Чтобы не оказаться виновником железнодорожной аварии, нужно строго соблюдать установленные правила. Они просты: не перевозить в багаже горючие, химически опасные или взрывоопасные вещества, не срывать без крайней необходимости стоп-кран, не высовываться из окон поезда, не курить в вагонах и тамбурах, а, почувствовав запах дыма или что-то подозрительное в действиях своих попутчиков, немедленно сообщить проводнику вагона. Для пассажира, находящегося на железнодорожной платформе или переходящего пути в неположенном месте, чрезвычайная ситуация может возникнуть в тот момент, когда он зазевается и нарушит правила: попасть под поезд - смертельно опасно!

Что делать, если поезд терпит аварию (или, например, экстренно тормозит)? Прежде всего, постарайтесь не упасть: ухватитесь за поручни, упритесь ногами в стенку или сиденье, спуститесь на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь: толчки могут повториться. Сразу же после аварии постарайтесь выбраться из вагона через двери или окна: возможен пожар! Если же пожар уже возник, окна лучше закрыть (ветер раздувает огонь) и немедленно перебираться в не затронутые огнем вагоны, оберегая органы дыхания от ожогов и попадания ядовитых газов, образующихся при горении (закрывайте нос и рот мокрой тканью).

Если при аварии разлилось топливо, отойдите подальше от состава: возможен пожар и даже взрыв. А если контактный электропровод оборван и касается земли, убегайте от него прыжками или короткими шажками, стараясь не ступать на землю двумя ногами одновременно. Опасное расстояние в этом случае может составлять от 2 до 30 метров (в зависимости от сухости или влажности земли).

Автомобильные аварии

По нашим дорогам сплошным потоком едут (и с большой скоростью) легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы... Всегда есть опасность того, что эти "самодвижущиеся повозки" (так называли когда-то первые автомобили) столкнутся друг с другом, вылетят за обочину из-за того, что у машины отказали тормоза или водитель не справился с управлением, наедут на зазевавшегося пешехода... Подсчитано, что 75 процентов аварий на дороге происходит из-за нарушения водителями правил движения: превышение скорости, невнимательность к дорожным знакам, выезд на полосу встречного движения и т.д. Но и плохие дороги, неисправные тормоза и двигатели, "облысевшие" колеса тоже часто бывают виноваты.

Наиболее безопасны при авариях автомобили, оборудованные специальными подушками безопасности (мгновенно надувающимися при столкновении). Но и обязательное пристегивание ремнями безопасности может спасти жизнь. Всегда делайте это и напоминайте о необходимости пристегнуться родителям! Не обижайтесь, если папа не разрешает вам ехать на переднем сиденье: ребенка можно перевозить только на заднем сиденье машины, а малышей - в специальном кресле, которое снабжено ремнями безопасности. Если вы "просто пешеход", не создавайте опасность для транспорта, переходите дорогу только в положенных местах, где водитель наиболее внимателен!

Что делать, если столкновение с каким-то препятствием неизбежно? Скорее всего, в силу своего возраста, вы, ребята, в этот момент будете не за рулем машины, а на месте для пассажиров. Главное - сохранять самообладание, до предела напрячь мышцы, постараться защитить в первую очередь голову и грудь, вдавиться спиной в сиденье автомобиля или завалиться на бок, распростершись на сиденьи. Если автомобиль упал в воду, покидайте его через лобовое окно (при открытой двери он тонет слишком быстро), разбив его тяжелым предметом. Выбравшись из машины, оттолкнитесь от корпуса и резко всплывайте.

Все эти правила пригодны и в случае аварии на общественном транспорте. Что можно к ним добавить еще? Ощутив запах дыма или заметив огонь, немедленно сообщите об этом водителю. Помните, что в любом автобусе или троллейбусе есть аварийный выход, обозначенный надписью. Из автобуса, упавшего в воду, необходимо выбраться до того, как вода заполнит салон наполовину.

После аварии, осмотревшись, попытайтесь помочь наиболее пострадавшим спутникам выбраться из машины, окажите им первую помощь и постарайтесь отойти подальше от машины: возможен взрыв. При любой аварии нужно немедленно вызвать машину "скорой помощи" и сотрудников ГИБДД (ГАИ). Для этого можно воспользоваться ближайшим телефоном или мобильной связью.

Авиакатастрофы и чрезвычайные ситуации в воздухе

Если авиалайнер падает с большой высоты, то говорить о безопасности каждого отдельного пассажира не приходится. В этом случае немало зависит от искусства пилота и просто от стечения обстоятельств. Но бывают ситуации, когда многое зависит и от самих пассажиров. При каких обстоятельствах это возможно?

Декомпрессия - нарушение герметичности самолета на большой высоте и, как следствие, быстрое разрежение воздуха. Это обычно сопровождается оглушительным ревом - уходит воздух, а салон наполняется пылью и туманом. Воздух в этот момент уходит не только из салона самолета, но и из ваших легких. Возникают боли в кишечнике и звон в ушах. Единственный выход - немедленно надеть кислородную маску. Сразу же после этого нужно пристегнуть ремни безопасности: самолет будет быстро снижаться.

Пожар на борту самолета. Самое опасное в этих случаях - дым. Постарайтесь дышать через ткань, по возможности смоченную водой (шарф, куртка, носовой платок и др.). Когда самолет приземлится, пробирайтесь к выходу (основному или запасному) на четвереньках или низко пригнувшись - у пола задымленность меньше. Не пытайтесь захватить с собой вещи (только документы и деньги). Покинув самолет, отбегите от него как можно дальше, так как не исключен взрыв.

"Жесткая посадка" относится к числу опасных или, по меньшей мере, очень неприятных моментов. Она бывает при аварийной ситуации, а потому, как правило, внезапна. Если она ожидаема (самолет резко пошел на снижение, стюардесса предупредила о "жесткой посадке" из-за неисправности шасси и др.), согнитесь и плотно сцепите руки под коленями, нагнув голову как можно ниже. Ногами упритесь в пол, а в момент удара напрягите все мышцы. Не покидайте своего места до полной остановки самолета и - не поддавайтесь панике! Все это нужно помнить и при аварийных ситуациях, случающихся во время взлета (когда самолет еще на поле аэродрома).

Что делать во время кораблекрушения?

Катастрофы на море - самый древний вид аварии общественного транспорта. Как утверждают знатоки, дно наиболее "оживленных" морей буквально устлано останками кораблей, потерпевших крушение за многие века. Катастрофы на воде происходят как по вине ураганов, штормов, льдов, так и из-за ошибок кораблестроителей, капитанов, лоцманов и членов экипажа.

На случай аварии каждый корабль снабжен спасательными средствами - шлюпками, спасательными плотами, а также спасательными поясами для пассажиров и экипажа. Первое, что нужно сделать при пожаре или опасном крене судна, - надеть спасательный пояс и пробираться к спасательным шлюпкам, находящимся на верхней палубе. Главное во время аварии - не паниковать и выполнять все команды капитана и членов экипажа. По морским правилам, в первую очередь в спасательные шлюпки усаживают детей, женщин, раненых и стариков. Капитан покидает тонущее судно последним.

Если вы вынуждены прыгать за борт, лучше это делать с высоты не более 5-6 метров, закрыв нос и рот одной рукой, а второй - вцепившись в спасательный жилет. Очутившись в воде, нужно плыть не к берегу (до него может быть далеко), а к спасательному средству (плоту, лодке). Старайтесь отплыть от тонущего корабля на расстояние не менее 100 метров: перевернувшееся судно может увлечь с собой на дно всех! Находясь в воде, экономьте силы, чтобы сохранить тепло (даже летом тело в воде теряет тепло быстрее, чем на воздухе). Если на вас надет спасательный жилет, для уменьшения теплопотери обхватите грудь руками, а бедра поднимите повыше, прижав ноги к груди. Подавайте сигналы спасателям любым возможным способом (крик, свист и др.).

Даже если вы находитесь в шлюпке или на спасательном плоту, не расслабляйтесь - нужно еще добраться до берега. В открытом море не удаляйтесь от места гибели судна: вас будут искать именно здесь. Выполняйте команды наиболее опытного члена экипажа, экономьте силы, сохраняйте жидкость в организме, избегая лишних движений. Растирайте ноги и руки, чтобы избежать отеков от неудобного положения и тесноты. Не пытайтесь пить морскую воду, а используйте ее лишь для смачивания одежды в жарком климате. Если у вас есть сигнальные дымовые шашки или ракеты, не используйте их попусту, сохраняйте для подачи сигнала в момент, когда возможность получить помощь станет реальной (показался корабль, вертолет, земля в пределах видимости и др.). Не паникуйте: без воды человек может прожить до 3-5 (и даже более) дней, а без пищи - практически месяц. Помощь обязательно придет!

Смотрите также: