Магеллан

   
   

Фернан Магеллан (1480-1521) родился в городе Саброза в Португалии. С юных лет он служил в португальской армии, был моряком. Магеллан проявил чудеса храбрости в боях за господство своей страны в Африке и на Малайских островах. Однако вскоре из-за интриг своих недругов был уволен из армии. Опытный мореплаватель, Магеллан начал изучать карты, сопоставлять их с рассказами о путешествиях, со своими записями. Тогда-то ему и пришла в голову мысль о существовании морского пути вокруг южной оконечности американского континента к Молуккским островам, или Островам Пряностей.

Надо сказать, что Испания и Португалия, согласно договору 1494 года, провели разделительную линию через всю Атлантику. С тех пор открывать новые земли португальцы могли, двигаясь только на восток вокруг Африки, а испанцы - на запад. Кто быстрее достигал цели, тот и присоединял территорию к своим колониям. Поэтому поиск более короткого пути был в то время очень актуальной задачей.

С вариантом ее решения Магеллан явился к португальскому королю Мануэлу. Мореплаватель утверждал, что пролив в Южное море, как тогда называли Тихий океан, существует, но он находится к югу от 40. южной широты, в месте, где никогда не бывали европейцы. В доказательство он представил некую карту, на которой пролив указан именно в этом месте. Король не поверил Магеллану: португальцы и так уже почти достигли Молуккских островов с запада, а путь через неведомое море показался ему слишком рискованным, да и карты в то время часто выдавали желаемое за действительное.

Магеллан был оскорблен отказом, и ему ничего не оставалось, как обратиться к другой державе, заинтересованной в поиске пролива, - Испании. Здесь его тоже ждали долгие переговоры, но в конце концов проект был принят. Снаряжение экспедиции началось.

Мануэл не мог простить Магеллану, что тот перешел на сторону его соперника - Карла V, короля Испании. Агенты португальцев пытались всячески сорвать экспедицию: использовали подкуп и шантаж, распространяли слухи о гибельности путешествия, даже покушались на жизнь самого Магеллана. Вдобавок ко всему закупленные корабли оказались очень ветхими и ненадежными.

Но, несмотря на все это, 20 сентября 1519 года из порта Санлукар отправилась экскадра из пяти каравелл: "Тринидаде", "Сан-Антонио", "Сантьяго", "Консепсион" и "Виктория". Их экипажи насчитывали 265 человек разных национальностей, среди них были инженеры, военные и морские специалисты.

Экспедиция направилась по пути, открытом Америго Веспуччи, - мимо островов Зеленого Мыса до устья реки Ла-Платы, в которое корабли вошли 10 января 1520 года. С этого места приходилось плыть вдоль берега и обследовать каждую бухту в надежде обнаружить искомый пролив.

Тем временем приближалась зима. Гавань, названная Магелланом Сан-Хулиан, выбрали местом зимовки. Трудности предстоящей зимы и недовольство испанских капитанов, не желавших подчиняться иностранцу, чуть не сорвали экспедицию. Моряки убеждали Магеллана, что никакого пролива нет, что нужно пока не поздно возвращаться домой. Но путешественник был непреклонен. Вспыхнул мятеж.

Три испанских капитана, Мендоса, Кесада и Картахена, выступили против Магеллана, в их руках оказалось три корабля из пяти: "Сан-Антонио", "Консепсьон" и "Виктория". Мятежники потребовали, чтобы по всем вопросам предводитель экспедиции советовался с ними. На это Магеллан пойти не мог: возникнет полная дезорганизация, что ставило под угрозу осуществление его планов, и потом ведь именно он выполняет приказ короля.

Оставалось только подавить мятеж. Для этого на "Викторию" послали верного человека, Гонсало Гомеса де Эспиносу, с письмом капитану Мендосе. Пока тот читал приглашение прибыть на флагманский корабль "Тринидад" для переговоров, де Эспиноса вонзил кинжал ему в горло. Незаметно приблизившиеся к "Виктории" люди Магеллана, захватили корабль. Теперь перевес снова на стороне главы экспедиции. Остальное было уже проще: три корабля преградили путь мятежникам на выходе из бухты и заставили их сдаться. Виновными в бунте признали сорок человек, но казнили только одного.

24 августа флотилия покинула бухту Сан-Хулиан и двинулась на юг, обследуя все заливы. Теперь в ней было только четыре корабля: "Сантьяго", посланный на разведку пути, потерпел крушение.

Магеллан приказал отправить вперед "Сан-Антонио" и "Консепсьон". Корабли-разведчики выполняли приказ, когда началась буря. Моряки заметили изгиб побережья и поспешили укрыться там. Это оказался вход в пролив, за ним - бухта, затем еще один пролив и еще одна бухта. Вода в бухтах была соленой, значит, они оказались не в устье реки. Так цель экспедиции была достигнута - пролив найден. Случилось это 21 октября 1520 года.

Магеллан назвал его проливом Всех Святых, который затем получил имя открывателя. Путь по нему был трудным, штормы сменялись непродолжительными затишьями. Усеянный рифами океан каждую минуту грозил катастрофой. Команда "Сан-Антонио" приняла решение вернуться в Испанию. Но на открытый бунт моряки не решились, и каравелла просто внезапно исчезла из поля зрения спутников. Флотилия лишилась еще одного корабля.

Нетрудно понять, почему, выйдя из пролива, моряки назвали открывшийся им океан Тихим. За все время плавания по нему изрядно потрепанные жестокой Атлантикой корабли не попали ни в одну бурю. Но это не значит, что пересечь самый большой океан планеты было легко.

Начался голод. Как вспоминал участник путешествия, моряки более трех месяцев ели червивые сухари, пили гнилую воду, а крыса считалась деликатесом, и достать ее, даже за большие деньги, было трудно. От цинги умерли 19 человек. По дороге эскадра наткнулась на два пустынных островка - Святого Павла и Акул, хотя всего лишь на 100-200 км южнее простирался архипелаг (позднее - острова Общества), изобилующий зеленью и пресной водой.

Наконец, корабли достигли населенных островов, названных Филиппинскими в честь наследного принца Испании. Магеллан решил завязать торговлю с местными жителями, но столкнулся с враждебным отношением к чужеземцам. Последовала вооруженная стычка, в которой погибли 8 моряков, в том числе и сам Магеллан. Это случилось 27 апреля 1521 года. Еще более 20 человек погибли позже.

Лишившись предводителя, оставшиеся два корабля все же достигли к концу 1521 года Молуккских островов, где по дешевке были закуплены пряности - корица, гвоздика, мускатный орех, ценившиеся в Европе чуть ли не на вес золота. Предстоял обратный путь. Пришлось поспешить поспешить: стало известно о приближении португальцев, намеревающихся захватить эскадру. Корабли решили разделиться. "Виктория" под командованием Хуана Себастьяна Элькано должна была вернуться в Испанию по португальскому пути, а "Тринидад" - через Тихий океан.

"Тринидаду" не повезло: проскитавшись полгода в Тихом океане, он вернулся к Молуккским островам. Те моряки, что не погибли в плавании, попали в плен к португальцам и умерли в тюрьмах. Только три члена экипажа "Тринидада" вернулись впоследствии на родину.

"Виктория" же, несмотря на штормы, голод и цингу, 8 сентября 1522 года бросила якорь в Севилье. Завершилось первое в истории кругосветное путешествие. Из пяти кораблей, вышедших три года назад из Санлукара, остался только один, из 265 человек вернулись домой только 18.

Как это часто случается в истории, Элькано был объявлен героем, на него посыпались благодеяния - ежегодная пенсия, а также герб с изображением земного шара и надписью: "Ты первый меня обогнул". Магеллану же посмертно достались несправедливые обвинения в жестокости и нарушении королевских приказов. Однако время все расставило на свои места. Открытие пролива, хоть и не имело большого практического значения (пускаться в такое длительное и опасное путешествие ради пряностей не имело смысла), но послужило прорывом в географических представлениях людей того времени. Во-первых, было окончательно доказано, что Земля имеет форму шара. Во-вторых, размеры Тихого океана однозначно говорили о том, что воды на нашей планете гораздо больше, чем суши (еще Колумб считал, что наоборот). В-третьих, доказано наличие единого Мирового океана.

Смотрите также: