Хореографическое училище

   
   

Чтобы стать профессиональным артистом балета, надо с десятилетнего возраста долгих восемь лет учиться этому ремеслу в хореографическом училище.

Каждое лето в приемные комиссии училищ приходят толпы родителей с детьми, в чьих глазах читается одно желание - попасть в этот невероятно красивый, возвышенный мир.

Родители надеются, что их чада станут новыми Плисецкими и Барышниковыми и преумножат славу русского балета. Поэтому готовы на все. А испытания предстоят нелегкие. Ведь для того чтобы быть зачисленным в хореографическое училище, нужно пройти суровый отбор, состоящий из трех туров.

На первом туре оцениваются, прежде всего, физические данные. Что это значит? Будущая балерина или танцовщик должны быть стройными, иметь узкую кость. Очень важный показатель - отношение роста стоящего ребенка к росту, когда он сидит. Другими словами, ноги должны быть длинными. К тому же без кривизны, с тонкой щиколоткой и высоким подъемом стопы.

Ребенка просят согнуться и смотрят на гибкость и форму позвоночника. Затем просят присесть, максимально разведя колени в стороны. Это показывает подвижность тазобедренных суставов, по-балетному - выворотность. Вообще, в балете свой язык. Например, шаг - не движение ногой при ходьбе, а то, насколько высоко поднимается нога. Чем больше шаг, тем больше шансов попасть в училище. То же самое можно сказать и о прыжке. Чем он выше, тем лучше.

Конечно, бывают очень редкие исключения, когда дети с отнюдь не выдающимися данными оказываются столь трудолюбивы, талантливы и терпеливы, что со временем одерживают верх над природой. Так, например, родители Илзе и Андриса Лиепы ежегодно получали из училища Большого театра уведомления, что их дети переведены в следующий класс условно, потому что у Илзе слишком высокий рост, а у Андриса проблемы с весом. Но несмотря на это, оба они стали замечательными артистами балета.

Второй тур - медицинский. К работе приступают врачи. Ведь балет, как известно, это огромные физические нагрузки, справиться с которыми может лишь здоровый организм. Медики внимательно обследуют состояние позвоночника, сердце, зрение и т.д. Отбор проходят наиболее крепкие дети.

И уже после всего этого, в третьем туре, их проверяют на музыкальность и танцевальность. Предложив детям двигаться под музыку, педагоги наблюдают и пытаются строить прогнозы относительно их профессиональной пригодности. Ведь даже у имеющего идеальные физические данные могут полностью отсутствовать музыкальный слух и координация движений. А тогда в балете делать нечего.

Большинство принятых зачисляются в училище условно. Это значит, что в любой момент их могут отчислить. Надо сказать, что училища такого уровня, как Московское или Санкт-Петербургское, отчисляют много учеников. Престиж диплома этих училищ настолько высок во всем мире, что выпускники непременно должны соответствовать эталонам русской балетной школы.

Учеба юных дарований тяжела. Им приходится осваивать сразу две программы - общеобразовательную и хореографическую, в которую входят много дисциплин: классический, народно-характерный, исторический и дуэтный танцы, музыка, история театра и балета, грим и многое другое. Уже со второго класса многие ученики участвуют в спектаклях театра, поэтому о свободном времени им приходится только мечтать.

Те ученики, которые приезжают учиться из других городов, живут в интернате при училище. Хотя будет правильнее сказать, что они там ночуют. Потому что уходят на занятия они в восемь утра, а возвращаются порой в десять вечера.

Экзамены в училище проходят ежегодно, начиная с первого класса. В январе и мае отчисляют тех учеников, которые не выдержали нагрузок и не оправдали ожиданий педагога. В итоге из всех поступивших к моменту выпуска остается менее половины. На государственные выпускные экзамены собираются представители музыкальных театров. Некоторых выпускников приглашают на работу сразу после экзаменов, другим же приходится вступать в новую жизнь самостоятельно.

Смотрите также: