Ампир

   
   

Раскопки археологов в Помпее, древнеримском городе, полностью погребенном под слоем пепла после извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года н.э.; искусство Египта, с которым французы ближе знакомятся во времена африканских походов Наполеона, - все это будоражит умы европейцев.

В первой четверти XIX века, в период империи Наполеона I, во Франции возник новый художественный стиль - ампир. Для него характерны строгое руководство идеалами эпохи римских императоров, использование мотивов древнеегипетского искусства. Архитектуре и интерьерам в стиле ампир присущи стремление к строгой торжественной монументальности, применение военных атрибутов и эмблем в деталях, пышность и богатство.

Основоположником этого стиля считают французского живописца Жака Луи Давида, который тщательно изучал наследие древнеримской и древнегреческой культуры, в том числе античные формы мебели. Например, стулья, изображенные на его картинах "Клятва Горация", "Брут", "Елена и Парис", послужили прообразом стульев, которые вскоре вошли в моду во Франции. Вместе с художником работал мастер Ж. Жакоб, разработавший мебель для Конвента. Выразителями идей Давида в архитектуре стали Шарль Персье и Пьер Фонтэн. Благодаря тому, что вышел в свет альбом проектов мебели и интерьеров этих архитекторов, их слава разнеслась по всей Европе. Им было поручено оформление покоев и апартаментов дворцов Тюильри, Лувра, Сен-Клу, Фонтенбло (Франция), по их рисункам изготавливалась мебель для Виндзорского замка в Англии, для дворцов Петербурга, Потсдама и т.д.

В центре помещения, оформленного в стиле ампир, стоял круглый стол; кресла, канапе, серванты размещали симметрично, стулья - вдоль стен. Стены комнат обтягивали шелком или оклеивали обоями, окна и двери драпировали. В это время появляются подвесные карнизы - стержни, похожие на копья, с нанизанными на них свободно скользящими кольцами, к которым крепились занавеси с широкой каймой внизу.

Мебель для сидения напоминала древнегреческую. Прежде всего, это относится к стульям, похожим на клисмос. В моду входят табуреты на скрещенных ножках, всевозможные диваны, кушетки. Художник Ф. Жерар изобразил такую кушетку на своей картине "Портрет мадам Рекамье", после чего ее стали называть не иначе, как рекамье.

Смотрите также: