Раскопки археологов в Помпее, древнеримском городе, полностью погребенном под слоем пепла после извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года н.э.; искусство Египта, с которым французы ближе знакомятся во времена африканских походов Наполеона, - все это будоражит умы европейцев.
В первой четверти XIX века, в период империи Наполеона I, во Франции возник новый художественный стиль - ампир. Для него характерны строгое руководство идеалами эпохи римских императоров, использование мотивов древнеегипетского искусства. Архитектуре и интерьерам в стиле ампир присущи стремление к строгой торжественной монументальности, применение военных атрибутов и эмблем в деталях, пышность и богатство.
Основоположником этого стиля считают французского живописца Жака Луи Давида, который тщательно изучал наследие древнеримской и древнегреческой культуры, в том числе античные формы мебели. Например, стулья, изображенные на его картинах "Клятва Горация", "Брут", "Елена и Парис", послужили прообразом стульев, которые вскоре вошли в моду во Франции. Вместе с художником работал мастер Ж. Жакоб, разработавший мебель для Конвента. Выразителями идей Давида в архитектуре стали Шарль Персье и Пьер Фонтэн. Благодаря тому, что вышел в свет альбом проектов мебели и интерьеров этих архитекторов, их слава разнеслась по всей Европе. Им было поручено оформление покоев и апартаментов дворцов Тюильри, Лувра, Сен-Клу, Фонтенбло (Франция), по их рисункам изготавливалась мебель для Виндзорского замка в Англии, для дворцов Петербурга, Потсдама и т.д.
В центре помещения, оформленного в стиле ампир, стоял круглый стол; кресла, канапе, серванты размещали симметрично, стулья - вдоль стен. Стены комнат обтягивали шелком или оклеивали обоями, окна и двери драпировали. В это время появляются подвесные карнизы - стержни, похожие на копья, с нанизанными на них свободно скользящими кольцами, к которым крепились занавеси с широкой каймой внизу.
Мебель для сидения напоминала древнегреческую. Прежде всего, это относится к стульям, похожим на клисмос. В моду входят табуреты на скрещенных ножках, всевозможные диваны, кушетки. Художник Ф. Жерар изобразил такую кушетку на своей картине "Портрет мадам Рекамье", после чего ее стали называть не иначе, как рекамье.