Примерное время чтения: 4 минуты
212

Ренессанс

Первая половина XV века в европейских странах - период перехода от средневековья к новому времени. Это эпоха великих географических открытий, таких как открытие Америки, новых торговых путей. Создаются учения, изменившие представления человека о мире (например, теории Коперника и Джордано Бруно). Возникают и развиваются города, промышленные центры. В экономике и социальной жизни Европы также происходят существенные изменения.

Италия в то время была родиной всех новых форм художественного выражения. Можно сказать, она стала колыбелью эпохи Возрождения. Ренессанс завоевывает Францию и Испанию, с триумфом идет по странам Европы и достигает России.

В палаццо (итальянских домах-дворцах зажиточных людей) мебель начинает играть большую роль, чем в средневековье, хотя предметы меблировки еще немногочисленны: сундук, различные ларцы, табуреты, кресла, столы и кровати.

На примере самого излюбленного предмета обстановки - сундука - проследим смену стиля от поздней готики до Ренессанса.

Сундук, как мы уже знаем, занимал в доме парадное место. Старейший способ его оформления сводился к пластической разбивке на рамки и филенки, покрытые простыми геометрическими узорами. Затем отделкой сундука стали служить вырезанные из дерева человеческие фигурки, которые расставлялись в виде кариатид по углам. По бокам размещали барельефы, изображавшие исторические и мифологические сценки. В дело пошла позолоченная лепнина, высокохудожественные интарсии. За простыми геометрическими узорами последовали причудливые арабески из виноградных лоз, пейзажи и архитектурные виды. Крышку сундука, даже с внутренней стороны, часто покрывали росписью.

Монахи Чертозы Павийской (напомним, это монастырь вблизи Милана) усовершенствовали технику восточной блочной мозаики, введя в набор слоновую кость, рог и черное дерево.

Сундук стал поистине произведением искусства. Вплоть до XVI века венецианские изделия, над которыми работали такие мастера живописи, как, например, Сандро Боттичелли, были предметами роскоши и великолепия. Празднично оформленные свадебные сундуки-кассоне с приданым являлись семейной реликвией.

В Риме под влиянием античного искусства в это же время начинают изготавливать сундуки в форме саркофагов с подножием в виде звериных лап и украшенных мифологическими и геральдическими мотивами. Появляется разновидность сундуков-скамей с высокой спинкой и массивными подлокотниками - кассапанка, ставшая прообразом трона.

В убранстве жилого дома во времена Ренессанса все большее значение приобретает шкаф. Появились низкие шкафы для хранения посуды и столового серебра - шкафы-креденцы, шкафы-кабинеты, с откидной или выдвижной плоскостью для письма и различными выдвижными ящичками для письменных принадлежностей, а также простые стеллажи. В Тоскане сделали первый письменный стол.

Кровать, по моде того времени снабженная высоким изголовьем, стояла на постаменте с приступками. Около 1500 года постамент выходит из моды, зато появляются колонны, поддерживающие балдахин.

Стремление к удобству, элегантности и роскоши отражается даже на форме мебели для сидения и ее декоре.

Все еще в моде кресла с "ножничной" формой ножек. Появляется круглое кресло, в быту пользуются креслами и стульями на прямых ножках, с прямоугольными спинками и сиденьями. Их обивают кожей или материалом с бахромой с помощью кованых латунных гвоздей с большими шляпками. Резьба как отделка в большом почете.

В декорировании мебели достигла своего расцвета интарсия. Только во Флоренции работало более 80 мастерских, производивших изделия с мозаичными наборами. Орнаментальные композиции становились все более сложными, многокрасочными: появились целые картины с перспективным изображением улиц, городов, сценок из повседневной жизни, исторических и мифологических событий. Чтобы изменить цвет древесины, применяли гравирование, травление и обжиг.

После изобретения в конце XV века станка для изготовления фанеры в отделке мебельных изделий стало применяться фанерование.

В соседней с Италией Испании, на которую оказала сильное влияние арабо-мавританская культура, в моду вошли украшенные инкрустацией мебельные изделия, такие как шкафы-кабинеты.

Французское Возрождение подразделяется на раннее Возрождение и высокий Ренессанс. Первый период характеризуется переходом от готики, возникновением стиля Франциска I (примерно 1515-1547 гг.), а второй - распространением стиля Генриха II (1547-1646 гг.).

Мебель в стиле Франциска I имела балясовидные опоры, фризы и карнизы, декорировалась панелями с арабесками, гербами, монограммами, эмблемами (популярен мотив саламандры в языках пламени, увенчанной королевской короной).

Период высокого Ренессанса совпадает с царствованием Генриха II и характеризуется появлением новых образцов мебели, например дрессуара - похожего на сундук шкафа, который служил для хранения сосудов, столовых приборов и ценных вещей.

Шкафы-креденцы и шкафы-кабинеты, состоящие из двух или трех корпусов, расположенных ступенями, украшали изображениями античных богов, мифологическими сценками.

А что же сундук? Он становится предметом исключительно крестьянского интерьера.

Оцените материал

Также вам может быть интересно