Раньше на Руси супруги общались с помощью... одежды. Например, если крестьянка надевала сарафан с узором "ромбик", то...
...ЭТО означало, что она готова стать матерью и призывает мужа. А как только облачалась в сарафан в обычную клетку, окружающие понимали, что скоро нужно ожидать прибавления в семействе. "Одежда наших предков - это великое искусство, - говорит сотрудник Каширского Дома культуры, мастер по тканям Александр Колесников. - Мы сейчас любим говорить о западной культуре и следим за их модой. И мало кто интересуется собственным национальным костюмом. Тогда как несколько веков назад все было с точностью до наоборот. Французские камзолы очень напоминали русские кафтаны. А в Скандинавии еще в Х веке настолько ценили русский сарафан, что хоронили в нем самых знатных дам".
Увы, знания о старинных русских тканях, рисунках, вышивке сохранились только в самых отдаленных уголках страны. Да и те - вторичные: их можно получить не от людей, а от... одежды, вышитых полотенец. Ткань даже при самом бережном с ней обращении может храниться немногим более 200 лет. "Наши предки это знали, - продолжает Александр Колесников, - а потому, пытаясь сохранить собственную культуру и передать ее нам, переносили более древние узоры на новые ткани. Помогают и археологические раскопки: иногда удается найти сохранившийся кусок полотна или кроя платья, в основном спины. По таким крохам и приходится собирать информацию".
На счету Александра Яковлевича более 300 экспедиций, 467 выставок и несколько сот бесценных экспонатов, среди которых кружево времен Павла Петровича. По случаю вступления российского императора в состав ордена мальтийских рыцарей его прислали из Голландии для туалетов фрейлин и камергеров. На тонком кружеве, созданном вручную, изображены российский герб и мальтийский крест. Есть образец михайловского кружева 30-40-х гг. ХIХ в., секрет изготовления которого сегодня утрачен. Есть и несколько десятков русских сарафанов, выкроенных и сшитых Александром Колесниковым и его учениками по образцам древнерусских одежд. "Таким не может похвастать ни один музей мира, - утверждает мастер. - Мы досконально изучили технологию производства ткани, кроя, вышивки русского костюма и предметов быта допетровского времени. Все костюмы выполнены на специально изготовленных ткацких станках, так же, как это делали наши предки. Да видно, национальный костюм - то, что составляет гордость любого народа, - сейчас никому не нужен. Моя коллекция и работы учеников беспощадно уничтожаются молью и гниют. У меня нет ни сил, ни денег, ни помещения, чтобы хранить экспонаты. Сколько мы ни обращались в государственные органы с просьбой выделить нам хотя бы помещение - никто не откликнулся".