После смерти короля Людовика XIV во Франции меняется стиль жизни. Филипп Орлеанский становится регентом при малолетнем короле Людовике XV, поэтому стилевое направление в искусстве этого времени называется регентством.
Центрами общения парижан становятся салоны. Роскошь городской жизни находит отклик и в сельских резиденциях знати, такая мода быстро распространяется по всей Франции и становится образцом для всей Европы.
Наиболее выдающимся мастером регентства был Шарль Крессан, который в совершенстве владел техникой маркетри и искусством чеканки бронзы. В своих работах он использовал древесину амаранта, розового и фиалкового дерева. Ручки комодов, ножки и профили мебельных изделий Крессана обильно декорированы бронзовыми украшениями, стилизованными под стебли растений, листья и цветы, или изображения изящных женских головок с высокими прическами.
XVIII век, в отличие от предшествующего королевского, - столетие аристократии: великосветский образ жизни, игры, театр, блистающие остроумием посетители салонов (недаром его еще называют веком просвещения). Не удивительно, что это дает толчок к появлению нового роскошного стиля - рококо, отличавшегося изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом.
Стиль рококо иногда именуют стилем Людовика XV, или "галантным стилем".
Как мы уже говорили, изменились образ жизни, запросы и потребности дворянства. Это связано с быстрым экономическим развитием и ростом богатства Франции. Аристократия стремится к роскоши и комфорту. Возникает многообразие помещений: будуары, спальни, туалетные комнаты, библиотеки, парадные залы, комнаты для прислуги и т.д. Это, в свою очередь, ведет к небывалому разнообразию мебельных образцов. Проектированием занимаются известные архитекторы-декораторы, такие как Габриель, Ж.-Фр. Блондель, Р. де Котт и Г. Бофран.
После 1743 года каждый мастер, за исключением чернодеревщиков королевского двора, был обязан ставить клеймо на изготовленной им мебели (в королевских мастерских ставилось особое клеймо).
Разнообразная мебель для сидения приобретает волнообразный профиль. Сиденья стали шире и мягче, спинки - низкие и откинутые назад. Ножки имели изогнутую форму. В качестве декора широко используется золоченая резьба: раковины, картуши (орнамент в форме щита или не до конца развернутого свитка). Мебель украшают свободными композициями из завитков, цветов и лент. Около 1750 года становится популярным характерный для рококо мотив орнамента: стилизованная раковина в обрамлении причудливых завитков - рокайль (то же, что и рококо).
Мебель для сидения обтягивают парчой, бархатом, шелковой камкой из Лиона, Генуи и Пекина, гобеленами и тканями мануфактуры Обюссона или вышивкой, правда встречаются и стулья с тростниковой плетенкой. На кресла и диваны кладут подушки, обтянутые шелком с вытканными пасторальными сценками, цветочными орнаментами. Известна серия шпалер "Басни Лафонтена", выполненная по рисункам художников Франсуа Буше и Жана Батиста Удри для Версаля. Для обивки изготовляли ковры с ворсистой поверхностью и цветочным узором.
Каждому столу или столику в зависимости от их назначения полагался свой стул, кресло или банкетка. Возле стола-бюро стояло кресло соответствующей формы, возле столика для завивки волос - кресло, изготовленное специально для него. Существовало несколько вариантов шезлонгов.
Диваны также были разными. У софы - изогнутые сплошные боковые стенки, у канапе - сквозные. Маркиза представляла собой короткую полусофу с изогнутыми резными боковыми стенками, у оттоманки они были полукруглыми.
Столы отличались функциональным разнообразием. В гостиной стоял складывающийся столик для игр. Для разных мелочей, подсвечников, декоративных скульптурных украшений, ваз предназначались небольшие круглые столики. В обстановку будуара входили туалетный столик, всевозможные ночные столики, дамский стол-бюро.
В кабинете хозяина дома находился массивный стол-бюро из палисандрового, фиалкового или другого дерева с плоской или появившейся около 1750 года цилиндрической крышкой-жалюзи. В моде были также столы-секретеры с множеством ящичков и потайных отделений.
В обеденном зале обычно ставили большой стол с гарнитуром небольших столов-сервантов.
В городских домах еще остаются невысокие шкафы с двумя передними дверками, шифоньеры и двустворчатые шкафы, но предметом роскоши шкаф уже перестал быть.
Сундуки исчезли из гостиных, в центре внимания - комоды. Фасад комодов украшали бронзовыми накладками (самые красивые эскизы накладок принадлежат Шарлю Крессану). Форма фасада все более усложняется, переходит от легкой волнистой двойной линии к более затейливому контуру, бронзовые орнаменты становятся пышнее и накладываются даже на выдвижные ящики. Стилю рокайль отдали дань такие мастера, как Б. Ван Риссенбург, Ж.-Ф. Эбен, Д. Рентген, Ж.-А. Ризенер, Ж.-Ф. Леле, М. Карлен, Н. Пино, Ж.-Лац.
Интерьеры все чаще украшают зеркалами. Их развешивают в будуарах, над каминами, в салонах, а также расставляют на разнообразных столиках. Зеркала зрительно меняли пространство интерьера и как нельзя лучше соответствовали царящему в придворных кругах стремлению к театрализации жизни.
Огромной популярностью пользуются лаковая мебель "шинуазри" и китайский фарфор.
Смотрите также: