Примерное время чтения: 8 минут
350

Древняя Русь

Русь издавна была богата лесами. Жилые постройки и храмы, мебель, посуда, домашняя утварь - все делалось из дерева. Крестьянское жилище представляло собой простое сооружение с двускатной кровлей - избу.

Для мебели в русском крестьянском жилище, в отличие от европейской, характерны неподвижность и общий горизонтальный ритм: сиденья скамей и лавок, плоскости столов, полок, полатей и т.д.

По периметру над лавками, прикрепленными к стенам, или через избу висели на уровне человеческого роста длинные деревянные полки - воронцы. На них расставляли кухонные принадлежности, утварь для ремесла.

Планировка избы была очень традиционной. С XVI века и до начала XX века она оставалась неизменной: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам. На печи спало все семейство. Под потолком между печью и стеной избы устраивались полати - дощатые нары, используемые для сна или хранения вещей.

Место против печи - упечь - предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой. Вдоль стен стоял длинный залавник для посуды. Над лавками стены по периметру огибал полавочник.

В старину на Руси мебель как в княжеских домах, так и у крестьян и ремесленников была достаточно простой, отличаясь лишь материалом и декором. В любом доме в красном углу (правом от входа) находились иконы в божнице и теплился огонь в лампаде. Под иконостасом обычно располагались лавки, покрытые сукном, мехом, ковром или одеялом, и большой прямоугольный дощатый стол.

О больших семьях на Руси говорили: "Семеро по лавкам". А вспомните "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина:

Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой,
Видит девица, что тут
Люди добрые живут...

В избе обеденный стол был центром композиции всего помещения. Его делали из тщательно обработанных досок. Стол был большой, чтобы за него могла сесть обедать вся семья

Переносные лавки с четырьмя ножками или с заменяющими их по бокам глухими досками, на которых было укреплено сиденье, назывались скамьями.

Особенностью русской народной мебели были переметные скамьи. Спинка у них перекидывалась с одной стороны сиденья на другую с помощью нехитрого приспособления, при этом скамья не поворачивалась. Размещенная у стены переметная скамья служила безопасным местом для сна ребенка.

Для младенцев устраивались подвесные люльки, украшенные резьбой и яркой росписью.

Судить о декоре старинной русской мебели мы можем по фрагментам домашней утвари, в частности посуды и прялок, коробов и игрушек, найденным при раскопках, а также благодаря тому, что традиции резчиков бережно передавались мастерами из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Кроме лавок вдоль стен в избах и хоромах стояли поставцы - подобия комодов. Их использовали как кухонные столы для приготовления пищи. Иногда в избах ставили рундуки - лари с подъемной крышкой, которые предназначались не только для хранения вещей, но и выполняли функцию скамьи.

Исстари на Руси пользовались сундуками. На них спали или сидели, в них хранили посуду, одежду, постельное белье, холсты, домашнюю утварь. Сундуки были дорожными (переносными) или занимали постоянное место в доме. Сундук являлся символом богатства. Лучшими из них считались дубовые (дуб практически не подвержен гниению), обитые полосками жести. Такие полоски украшал прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне яркого зеленого или красного цвета сундука. Ценились и сундуки из кедра, так как его специфический смолистый запах отпугивал моль. В XVII веке шли нарасхват изделия, произведенные холмогорскими и устюжскими мастерами железнопросечного дела.

Запирались эти хранилища домашних сокровищ на массивные замки. Ручки по бокам сундука, личины замков (пластинка с прорезью для ключа) и ключи затейливо украшались. Замки иногда делали "музыкальными" - со звоном или нехитрой мелодией. Если вор собирался поживиться хозяйским добром, такой сундук мог предупредить хозяев звуковой "сигнализацией".

Что и говорить, этой вещи отводилось видное и почетное место в интерьере русского дома.

Свадебные сундуки с приданым богато и ярко расписывались не только снаружи, но и внутри. Переднюю крышку часто украшали орнамент, рельефные фигурки.

Стены избы, деревянную мебель, посуду и утварь обычно красили в золотисто-охристые цвета. Печь белили. Полотенца на иконах в красном углу были из отбеленного холста с вышивкой красными нитками. Огромное значение в украшении интерьера играла роспись, которая наносилась без предварительного рисунка и отличалась яркостью красок. Распространенным мотивом были цветы и сады.

Что касается убранства царских палат, то наиболее важным предметом являлся трон, символизирующий власть.

В Оружейной палате в Москве экспонируется несколько тронов русских царей и цариц. Троны "участвовали" во всех важнейших политических церемониях, торжественных актах. Создание тронов для царствующих особ поручалось самым талантливым и искусным мастерам.

Трон Ивана Грозного - наиболее древний экспонат. Он сделан из дерева и имеет вид кресла с высокой спинкой и скамеечкой для ног. Вся его поверхность облицована резными пластинами слоновой кости с рельефными изображениями мифологического, исторического, бытового и геральдического характера. Узоры на кости выполнены западноевропейскими мастерами.

Еще один необычайно интересный по исполнению трон является памятником дипломатических отношений с Востоком. Он был привезен послом Ланчин-Беком царю Борису Годунову в дар от шаха Аббаса I в 1604 году. В документах XVII века сказано, что это царское место "от злата чисто изваяно и драгим камением многим многоценным украшено".

Низкая фигурная спинка этого трона и своеобразная форма ножек характерны для персидских изделий. Деревянный остов покрыт листами золота с тисненным растительным узором. Сочетание золота, бирюзы и красных самоцветов в отделке создает яркое цветовое впечатление.

Необычайно роскошным был "алмазный" трон, названный так за великолепие убранства, преподнесенный в 1659 году царю Алексею Романову. Трон привезли в качестве подарка за право беспошлинной торговли на Руси. Изготовили трон в Исфагане. Для его украшения в Индии было куплено 800 алмазов и множество других самоцветов - бирюзы, рубинов. На спинке трона по черному бархату вышиты два гения и между ними щит с надписью на латинском языке: "Могущественнейшему и непобедимейшему Московии императору Алексею, на земле благополучно царствующему, сей трон великим искусством содеянный..." По сторонам трона помещены полосы удивительных миниатюр, на которых изображены птицы, животные, растения и сцены охоты.

В коллекции Оружейной палаты находится весьма оригинальный царский трон, своеобразный памятник русской истории, так называемый двойной трон. Как и все другие, он выполнен из драгоценного металла - позолоченного серебра - и пышно украшен: литые фигуры птиц, зверей, прорезные и чеканные узоры. Трон приподнят на три украшенные гравировкой широкие ступени. Перед ним стоят три высоких тяжелых столба, завершающихся фигурками двуглавых орлов, и прорезные стоянцы с круглыми углублениями наверху для держав - символов царской власти. В чем же необычность данного трона? А в том, что все в нем удвоено: он имеет два кресла, два стоянца для держав, два столба для орлов. Трон был заказан в 1682 году. Тогда умер бездетный царь Федор Алексеевич. Перед знатными боярами и высшим духовенством встал вопрос: кому быть царем на Руси? В палатах Кремля ждали решения два царевича, два брата умершего царя. Старший - пятнадцатилетний болезненный Иван, сын царя Алексея Михайловича от его первой жены, Марии Милославской. И младший - Петр, крепкий, любознательный десятилетний мальчик. Бояре решили избрать на московский престол Петра, а правительницей при нем назначить его мать Наталию Кирилловну из рода Нарышкиных. Но не все были довольны таким оборотом событий. Группа бояр, возглавляемая И.А. Хованским и родными Ивана - Милославскими, используя стрельцов, повела тайную борьбу против Петра. В мае 1682 года стрельцы, недовольные притеснениями, добились объявления братьев царями-соправителями. Из-за малолетства обоих государей управительницей была назначена их старшая сестра, царевна Софья, - женщина умная, сильная, упорно стремившаяся к власти. Вот тогда и был сделан двойной трон. Левое кресло предназначалось для Ивана, правое - для Петра. В спинке кресла было вырезано небольшое окно, скрытое за узорчатым ковром. За креслом тайно стоял человек, который должен был тихо подсказывать Петру во время ответственных государственных церемоний и приемов иностранных послов, что и когда спросить и как ответить на сложный вопрос.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно