Сегодня москвичи, спасаясь от машин, обносят свои многоэтажки заборами и ставят ворота. Эти произведения эпохи странного капитализма вряд ли попадут в список достопримечательностей. Хотя традиции воротостроения у нас богатые.
ВЕДЬ именно по внешнему виду ворот судили когда-то о состоятельности и вкусе хозяина. Например, во второй половине XVIII в. в Москве пользовался популярностью стиль русского барокко, и многие купцы украшали ворота в свои усадьбы коваными цветами и мощными каменными столбами. В конце XIX - начале XX в. начал распространяться стиль модерн. В столице сохранилось множество ворот разных эпох и стилей.
И первыми, несомненно, нужно назвать самые крупные из ныне существующих - ворота Александровского сада (фото 1). Когда-то Осип Бове задумал разбить вдоль Кремля общественный сад. С высокой оградой по периметру и воротами в торцах. Главной темой кованого полотна стала победа в Отечественной войне 1812 г. В августе 1821 г. ворота, решетки и колонны доставили в столицу с Уральского чугуноплавильного завода. Из трех ворот сохранились только одни. Те, что у набережной, снесли в 1872 г., боковые - в 1935 г. (в связи со строительством метро).
К шедевру эпохи классицизма можно отнести главные ворота усадьбы Архангельское. Въездная арка была построена в 1817 г. крепостным архитектором В. Стрижаковым. Решетки ворот последний владелец усадьбы князь Юсупов заказывал во Франции. Интересно, что до Москвы они не успели доехать. Их обнаружили в разобранном виде во дворе петербургского дворца Юсупова и в 1920 г. перевезли в столицу и установили на "историческое" место. Если вы бывали в Большом Толмачевском переулке, то, несомненно, обратили внимание на ворота перед Педагогической библиотекой им. Ушинского. Она располагается в бывшей усадьбе В. Демидовой. Ворота (фото 2) сделаны еще в XVIII в. и предназначались для ботанического сада горнозаводчика П. Демидова. В Б. Толмачевский их перенесли после 1827 г. Чугунный "вход" примечателен тем, что его створы не собраны из отдельных частей, а отлиты цельным куском.
И в советское время столицу продолжали украшать воротами. Так, вход в арку одного из жилых домов на Ленинском проспекте (фото 3) украшает пятиконечная звезда (архитектор И. В. Жолтовский). А видели вы ворота Палеонтологического музея (фото 4)? На их створках разместились кованые динозары в стиле... барокко. А буквально неделю назад на северо-востоке Москвы появилась супермодная арка из... сучьев орешника (фото 5) - творение художника Николая Полусского. Эта конструкция, напоминающая утренний хаос на голове проснувшегося человека, будет служить "вратами" в новый парк на берегу реки Лихоборки. Так что еще не все потеряно. Может быть, и дворы мы скоро будем украшать достойными "железками"?
Смотрите также: