Эклектизм (в переводе с греческого - выбирающий) - смешение идейных направлений, взглядов, стилей.
В 1840-1860 годах в Германии и Австрии наступает период неорококо, в восьмидесятых годах - неоренессанса (псевдоренессанс) с типичными для него увесистыми буфетами и креденцами. К концу столетия в моду входят интерьеры, переполненные напыщенной домашней утварью, затем наступает время восточного стиля: "персидские" диваны, перламутровые столики и вазы.
В Средней Европе царил "макартовский стиль" (по фамилии австрийского художника Ганса Макарта). Богатые предприниматели предпочитали псевдоренессансную и псевдобарочную мебель, картины в темных тонах в резных рамах, тяжелые плюшевые занавеси. Искусственные пальмы, фальшивые доспехи и позолоченная посуда дополняли интерьер салонов буржуазии, не отличавшейся хорошим вкусом.
Фабричная мебель начинает вытеснять на рынке более дорогие художественные изделия, выполненные вручную.
В пору всеобщего эклектизма мебельщик Михаэль Тонет предложил оригинальную идею. В 1830 году он предложил метод, позволивший гнуть на водяном пару клееную дубовую фанеру и изготавливать легкую мебель, получившую название венской. Всем хорошо известны венские стулья, сделанные по этой технологии. Венский стул с сиденьем из клееной фанеры и спинкой из двух изогнутых деревянных полуколец можно было встретить повсюду - от стильного интерьера до простого дома. Самое поразительное, что точно такие же стулья производятся и сегодня. Они никогда не выходили из моды!
Биография Тонета, сына кожевника из немецкого городка Боппард на Рейне, - классический пример истории человека, который "сделал себя сам": начав учеником столяра, он завершил свои дни владельцем крупнейшей мебельной империи. Успех ему принесло сочетание промышленного способа производства и великолепного дизайна.
Тонет получил патент на свой способ изготовления мебели в 1842 году. Что любопытно, патент ему выдали лишь со второй попытки, в первый раз мастеру отказали из-за "недостаточной новизны" метода. Тогда же Тонет принял участие в кустарно-промышленной выставке в Кобленце, которую по счастливой случайности посетил князь Клеменс фон Меттерних, канцлер Австрии. Князь пришел в восторг от мебели Тонета и предложил ему переехать в Вену. Нельзя сказать, что дальше у мастера все шло как по маслу. Но случай предоставил ему еще один шанс. Тонета пригласили участвовать в выполнении крупного и престижного заказа: реконструкции венского дворца князя Лихтенштейна.
Дворец XVIII века был декорирован в стиле рококо. Тонет изготовил по новой технологии мебель, а также роскошный паркет. Этот заказ принес ему не только всеобщее признание, но и возможность открыть в Вене собственную мастерскую и магазин в центре города. Он стал получать массу престижных заказов на оформление интерьеров и становится оптовым поставщиком мебели.
В 1851 году честолюбивый венец показал свою мебель на Первой Всемирной выставке в Лондоне, в знаменитом Хрустальном дворце. За полгода это первое в истории крупнейшее торгово-рекламное мероприятие посетило почти шесть миллионов человек. В 1867 году в Париже мебельный гарнитур его производства получил золотую медаль.
Вдохновленный успехом, мастер приобрел для своих фабрик паровые машины, расширил и реорганизовал производство. Фирму он передал своим детям, назвав ее "Братья Тонет". В Вене ему не было равных, но он мечтал развернуться с еще большим размахом. В 1856 году он едет в Моравию, в Коричан, и строит там, среди буковых лесов, свою первую большую фабрику. Именно в Коричане в 1859 году была разработана знаменитая "модель номер 14" - классический венский стул, вошедший в историю как первый образец мебели, который можно изготавливать по-настоящему промышленным способом, настолько функциональна его конструкция: всего 6 простых сегментов и 10 соединительных болтов. Это была недорогая массовая продукция, но ее дизайн перекликался с лучшими образцами мебели, стоявшими в аристократических домах. Удобный, дешевый и престижный венский стул быстро покорил весь мир.
Смотрите также:
- Функционализм →
- Классицизм →
- Ренессанс →