В начале XX века в архитектуре и мебельном искусстве развивается новый стиль - функционализм. Его принцип - воплощение закономерностей, присущих формам машинного производства. Требования и законы техники вместе с новыми материалами, такими как сталь, бетон и стекло, через строительство и архитектуру заняли господствующее положение. Основным критерием, которым теперь измеряли эстетическую ценность вещи, стала целесообразность.
Центр европейского функционализма в 1919-1933 годах - Баухауз (Высшее художественно-строительное училище "Дом строительства"). Эта немецкая школа дизайна, образованная в Веймаре в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом, обеспечивала не только всестороннее обучение, но и нацеливала своих учеников на поиск универсальной формы. Первостепенной задачей школы было массовое производство художественно оформленных бытовых вещей.
Среди ее преподавателей были такие корифеи, как Василий Кандинский (применение красок) и Пауль Клее (рисунок). Главный принцип школы - отказ от прошлого. Благодаря мэтрам - Альберсу, Моголи-Наги, Брейеру - Баухауз оказал огромное влияние на пионеров индустриального американского дизайна и на всю современную европейскую культуру.
В Баухаузе здания, оборудование, мебель, утварь проектировались в зависимости от технических и социальных требований, учитывались также сложившиеся обычаи и традиции.
В 1930 году Вальтера Гропиуса в Баухаузе сменил великолепный дизайнер Мис ван дер Роуз. Этот архитектор и проектировщик мебели создал оригинальную по конструкции серию стульев и кресел на металлической трубчатой основе. Наибольшую известность ему принесло кресло "Барселона", разработанное для экспозиции германского павильона на выставке в Испании, прошедшей в 1929 году. Это кресло выпускается и поныне.
После прихода фашистов к власти Баухауз был закрыт, но его школа избежала забвения и оказала огромное влияние на развитие современного искусства вообще и мебельного дела в частности.
Функционализм дал толчок развитию дизайна во многих странах: появились новые оригинальные решения конструкций мебели, произошли изменения в области используемых в быту материалов.
Финский архитектор Алвар Аальто (1898-1976) первый применил фанеру в качестве несущего элемента в мебели для сиденья. Всемирно известная финская мебельная фирма "Артек" и в настоящее время выпускает стулья, кресла, столы из гнутоклееной фанеры, разработанные этим талантливым дизайнером.
В 1925 году в Париже открылась Всемирная выставка декоративного и прикладного искусства. Пьер Жаннере, известный всему человечеству под именем Ле Корбюзье, представил на ней свой павильон "Эспри нуво" ("Новый дух"), в экспозиции которого отразились его авангардистские устремления. Ле Корбюзье представлял жилой дом в образе машины. В сотрудничестве с Шарлоттой Перриан он создал серию мебели, которая и по сей день остается классикой современного дизайна.
Кресло Ле Корбюзье представляло собой тонкий, но крепкий каркас из металлических трубок, на котором крепилось сиденье. Модель Корбюзье дала толчок развитию целому направлению современных конструкций кресел, диванов и стульев, отличающихся эргономичностью, простотой формы, способностью к трансформации.
На Международной выставке в 1925 году в Париже чрезвычайный интерес вызвал Шведский павильон, спроектированный архитектором Карлом Бергстеном. Этот павильон был, безусловно, образцом шведского модерна. Вообще, шведское Общество искусства и ремесел и Гильдия ремесел Швеции стали активными пропагандистами современного стиля в прикладном искусстве. В настоящее время Швеция - один из крупнейших поставщиков качественной мебели в Европе.
Конференц-залы, аудитории, школы, стадионы требовали разработки новых современных решений. Большое внимание дизайнеры начали уделять детской мебели. Она уже не повторяла взрослые варианты в уменьшенном виде, а приобрела собственные черты, продиктованные психологическими и физиологическими потребностями ребенка.
Идеи этого стиля постепенно получают большое распространение и претворяются в жизнь. В архитектуре зданий и интерьерах все становится целесообразным. Мебельная промышленность осваивает производство серийных изделий и использует полуфабрикаты. Основная мысль функционализма состояла в том, что красота заключается в простоте.
Смотрите также: