99

Парк советского периода

СЕЙЧАС в Москве идет активный снос пятиэтажек. С точки зрения жителей, это радостное событие - появилась возможность переселиться в цивилизованные условия. А если посмотреть с точки зрения ИСТОРИИ? Ведь пятиэтажки - это по сути последнее, что осталось в городе от советской эпохи. Вы не поверите: в Нью-Йорке есть музей-коммуналка. Американцы ходят и смотрят (за деньги!), как советские граждане топтались на тесной кухне. А в Москве и сегодня нет музея советской эпохи. Хотя есть прекрасное место, где его можно было бы разместить.

ВДНХ - самый лучший, не имеющий аналогов мемориал советского времени. Не много найдется на просторах бывшего Союза старых семейных альбомов без фотографий, сделанных на главной выставке страны. Над созданием выставки трудились лучшие архитекторы, скульпторы и целая армия народных мастеров.

От Шереметева до Хрущева

МЕЖДУ селами Останкино, Алексеевское (сейчас район метро "ВДНХ"), Леоново (метро "Ботанический сад"), Владыкино, Марфино когда-то простирался обширный лес. Более 120 лет этим лесом, приписанным к усадьбе Останкино, владели князья Черкасские, а в 1743 г. все перешло к Шереметевым. На протяжении XVIII в. усадебный лес превращался в парк. В XIX в. в Останкине появились дачи, облюбованные артистами московских театров.

10 сентября 1935 г. опубликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Заявок на участие было получено около 250 тыс.! И не только славы ради. Главвыставком установил награды: 1 тыс. дипломов первой и 4 тыс. второй степени. Хозяйства, удостоенные диплома первой степени, получали 10 тыс. руб. и легковую машину, а награжденные дипломом второй степени - 5 тыс. руб. и мотоцикл. На северной окраине столицы поднялся целый город - 250 строений. Посевы и насаждения, занимавшие около 20 га, представляли сельское хозяйство всего Советского Союза. В выставочном саду было высажено около 10 тыс. растений, включая, разумеется, все мичуринские сорта. Эмблемой выставки стала скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, поднявших над головами сноп пшеницы. Она была установлена на 50-метровой башне Главного павильона (теперь - над аркой главного входа).

Первоначально павильоны отражали успехи советских республик, краев и областей. Потому в их архитектуре много национальных мотивов. Например, в оформлении фасада представительства Карелии использовалась карельская береза! Привлекало внимание и здание Московского павильона ("Зерно"). Фасад был обрамлен фигурами овощеводов, доярок, садоводов, трактористов. Здесь же были изображены тучные животные, снопы пшеницы, крупные клубни картофеля, огурцы, помидоры и др. овощи. На участке площадью 12 га разместили образцовую деревню. Были возведены сельсовет, правление колхоза, машинно-тракторная станция, животноводческие фермы, колхозный клуб, школа, родильный дом, детские ясли. Последние привлекали особое внимание сельских жителей, не имевших понятия о таком заведении (кстати, все эти постройки есть и сейчас).

Во время Великой Отечественной войны экспозицию эвакуировали в Челябинск. После войны ВСХВ возродилась только в 1954 г. Зато теперь это было 207 га. На площади Колхозов построили фонтан "Дружба народов". Колхозницы в национальных костюмах выполнены из бронзы, снопы - из листовой меди, все - с тончайшим золотым покрытием. На противоположном конце площади - фонтан "Каменный цветок". С 1956 г. на территории ВСХВ начала работу Всесоюзная промышленная выставка. Ее павильоны расположились на площади Механизации вокруг пруда, над которым теперь высится ракета. Одним из главных стал павильон "Машиностроение", позже там разместилась космическая экспозиция (ее уничтожили в 90-х гг.). В 1958 г. Совет Министров СССР принял постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной (на Фрунзенской набережной) выставок в Выставку достижений народного хозяйства СССР.

Музей эпохи?

ПРИ Хрущеве на ВДНХ начались разностильные перестройки, многие павильоны изменили свой архитектурный облик, пострадала цельность ансамбля. В 1963 г. национальные экспозиции прекратили работу, выставка стала строиться по отраслевому принципу. В 1992 г. ВДНХ была переименована во Всероссийский выставочный центр, название это - ВВЦ, - к сожалению, стало символом разрухи и упадка главной выставки страны. "В конце 80-х ВДНХ превратили в барахолку, клоаку, - рассказывает и. о. гендиректора ВВЦ Магомед Мусаев. - Все павильоны отдали под торговлю, которую контролировал криминал. Я пришел сюда в 1998 г. Пытаясь переломить ситуацию, мы попытались сформулировать вектор возможного развития комплекса. И разработали концепцию развития ВВЦ как выставочно-ярмарочного центра Москвы и России. Люди начали сами освобождать павильоны от торговли и переориентироваться на выставочную деятельность. В освобожденных павильонах стали проводить крупные российские и международные выставки.

На территории ВВЦ находится 42 памятника федерального значения (они частично уже реставрируются). Износ остальных 507 объектов составляет от 70 до 100%. За счет внутренних ресурсов нам никогда не решить проблем, которые здесь существуют. Необходимо серьезное внимание федеральных и московских властей. Новый ВВЦ должен олицетворять новую Россию. Здесь можно открыть представительства регионов России и стран СНГ, вернув им павильоны, построенные в традициях национальных культур, чтобы были дома народов Азербайджана, Армении, Грузии и т. д. - этакое выставочно-ярмарочно-культурное представительство регионов России и стран СНГ. Где найти деньги на столь масштабную реконструкцию? Нужно построить перед главным входом суперсовременный выставочный комплекс. Деньги, заработанные за счет эффективного функционирования комплекса, реинвестировать в реконструкцию памятников архитектуры".

P. S. Еще сохраняется возможность спасти этот уникальный ансамбль. Но времени остается мало. Главная площадь Колхозов сегодня испорчена - фасады национальных павильонов по одной стороне бездарно перелицованы. Разрушенные павильоны восстановлению не подлежат. В их строительстве участвовали мастера, использовались технологии, которые сегодня уже утрачены. Кроме того, сюда можно было бы перевезти и то последнее, что уходит из эпохи советского периода, - хотя бы одну пятиэтажку. Поверьте, найдется масса желающих посетить музей советской эпохи в стране, которая эту эпоху породила.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно