12 верст в час, и не больше

   
   

Вскоре Московская городская дума была вынуждена принять постановление, ограничивающее скорость движения автомобилей по улицам до 12 верст в час (примерно 20 километров). Надо отметить, что это было довольно гуманное решение, направленное на сохранение жизни и здоровья граждан. Сегодня в Москве разрешено ездить со скоростью 60 километров в час, а на некоторых магистралях еще быст.рее, и результаты этих гонок, увы, довольно трагичные. Впрочем, сто лет назад редкий автомобиль мог выжать больше 25 верст в час. Да и установить, с какой скоростью он перемещается по улицам, тоже было весьма проблематично, ведь никаких приборов, фиксирующих скоростные характеристики, не существовало.

Но ограничением скорости дело тогда не закончилось. При городской управе была создана специальная комиссия, которая бдительно изучала документы и техническое состояние каждого появляющегося в Москве нового автомобиля. И если что-то комиссию настораживало, она запрещала эксплуатацию авто. Не менее строгие требования предъявлялись и к водителям. Кандидаты на шоферское звание проходили медицинскую комиссию: врачи проверяли зрение, быстроту реакции, работу сердца. А потом будущих водителей экзаменовали инженеры: шофер должен правильно управлять авто, знать устройство машины, уметь быстро устранить поломку, заменить колесо и так далее. Но вообще-то колеса выходили из строя редко, поскольку делались в основном из литой резины.

Насколько большое значение придавалось в ту пору профессиональной подготовке водителей, можно судить уже по такому факту: удостоверение на право управления автомобилем выдавалось лично московским обер-полицмейстером.

Конечно, ни о каком специальном органе, отвечающем за безопасность движения в городе, тогда еще и речи не было. Регулировать движение, если таковым можно назвать перемещение нескольких десятков авто и нескольких сот экипажей за день по центру Москвы, поручалось городовым, в нагрузку к их основным обязанностям. К чести полиции надо отметить: руководствовалась она в те годы исключительно интересами пешеходов. Водителей-лихачей беспощадно наказывали штрафами.

Смотрите также: