Нарушил правила - под арест

   
   

Чтобы на старых и новых дорогах соблюдался порядок, государство уполномочило первых же штатных милиционеров следить и за этим. Почему "и за"? Потому что прежде всего милиция была обязана бороться с бандитами, казнокрадами, хулиганами, спекулянтами, которых расплодилось в то смутное время огромное количество.

В 1920 году Совет Народных Комиссаров принял декрет "Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям", определив правила уличного движения во многих городах страны. Контролировали его постовые милиционеры и инспекторы автодорожной транспортной инспекции, образованной в структуре местных Советов. Но эта инспекция никакого отношения к милиции не имела и работала самостоятельно.

Регулирование движения транспорта и пешеходов стало одной из основных обязанностей постовых милиционеров. Они не только следили за тем, чтобы все участники дорожного движения соблюдали ПДД, но и выявляли транспортные средства, не прошедшие технический осмотр, без номерных знаков и глушителей. В 1924 году постовым было даже предоставлено право штрафовать нарушителей ПДД на месте. Однако сил милиции на все не хватало. И вскоре на местах стали создаваться специальные отряды из граждан, которые помогали поддерживать уличный порядок. Например, в 1-м городском районе Петрограда возникла организация под названием ДОП (друг общественного порядка). Члены ДОП в свободное от работы или учебы время выходили на улицы с интенсивным движением и следили, чтобы автомобили и пролетки держались правой стороны дорог, не ездили слишком быстро, не создавали заторов и не препятствовали пешеходному движению.

Милиции и ее добровольным помощникам предписывалось "вести запись номеров всех автомобилей, прибывающих к театрам и кафе" (среди пассажиров авто могли оказаться враги советской власти и бандитские элементы). Милиция должна была также наблюдать за своевременной уборкой снега и льда с мостовых и тротуаров. Антигололедных препаратов тогда, конечно, не было, так что убирать приходилось все вручную.

К транспорту всегда было повышенное внимание. А в те далекие годы особенно. В стране не хватало бензина: почти все нефтеносные районы отрезаны, а нефтеперерабатывающие заводы разрушены. И столичным милиционерам было велено задерживать частных лиц, которые пользовались автотранспортом в личных целях, ездить разрешалось исключительно по государственной надобности.

Автомобили могли появляться на улицах, только имея два номерных знака, специальные пропуска и путевые листы, где указывались цель и маршрут каждой поездки. Скоростной режим в городе был достаточно строгим - не больше 25 верст в час для легкового транспорта и не более 12 верст в час для грузового. Если водитель попадался на нарушении хотя бы одного из этих пунктов, ему грозил штраф до 3 тысяч рублей или арест на срок от 1 до 3 месяцев. Согласитесь, немало. Но такое уж было время - не до сантиментов.

Правила дорожного движения не сразу стали едиными для всех. Еще долгие десятилетия каждая область, а уж тем более республика предъявляла к участникам дорожного движения свои требования. Например, власти Орловской области посчитали нужным ограничить скорость движения в Орле до 20 верст в час, особо оговорив, что в местах остановки трамваев, на перекрестках и поворотах скорость должна составлять не более 8 километров в час.

Несколько позже, когда в Москве и других крупных городах появилась автомобильная инспекция, правила дорожного движения стали типовыми и срок ареста злостных нарушителей сократили до двух дней. Правда, вскоре снова увеличили - до семи. Не так уж и много, учитывая суровость времени.

К тому же гуманизм в отношении лихачей себя не всегда оправдывал. Вот что, например, отмечалось в совместном приказе Реввоенсовета и исполкома Донской области от 1 июля 1921 года: "Несмотря на неоднократные запрещения быстрой езды на автомобилях, до сих пор наблюдаются случаи не только безобразно быстрой езды, но и состязания машин, что приводит к массе несчастных случаев".

Прошло почти сто лет с тех пор, а, согласитесь, мало что изменилось в психологии водителей: те же уличные гонки, то же стремление оставить других позади во что бы то ни стало.

Смотрите также: