Речь пойдет, конечно же, о милицейском жезле, который появился в руках наших регулировщиков уличного движения в 1922 году. Но придумали его, видимо, все-таки за границей. С чем можно его сравнить? Конечно, с дирижерской палочкой, которая управляет десятками скрипок, тромбонов, флейт, саксофонов, заставляя множество различных звуков сливаться в единую мелодию. Так же и милицейский жезл: сотни автомобилей различного назначения, мощности, динамических свойств беспрекословно повинуются палочке-указалочке, чтобы стать единым направленным потоком.
Итак, в 1922 году из-под руки начальника московской милиции вышел замечательный, в чем-то даже лиричный, документ. Приведем отрывок из него: "Считая регулирование уличного движения одним из самых важных вопросов в деле предотвращения несчастных случаев в городе, приказываю обучить в кратчайший срок всех милиционеров владеть жезлом, указав им на необходимость этого и не допуская стеснения и растерянности". Милицейский инструмент должен был соответствовать строгим стандартам: иметь длину 11 вершков (около 50 сантиметров), быть красного цвета с желтой рукояткой. Здесь надо отметить, что в разных странах размер жезла свой.
Переоценить значение милицейского жезла невозможно: светофоров тогда еще не было (первый появится в Москве на Кузнецком мосту в 1924 году), а самодвижущихся средств с каждым днем все прибавлялось. Вот как звучал первый пункт правил регулирования движения с помощью палочки-указалочки: "Жезл, поднятый милиционером вверх, указывает всем экипажам и автомашинам, движущимся в том направлении, куда милиционер обращен лицом, а также сзади него в том же направлении, что путь занят и движение в этом направлении останавливается впредь до освобождения пути, о чем милиционер дает знать опусканием жезла". Мудрено, да? Зато исчерпывающе. Милиционер обращен к тебе лицом или затылком и поднял жезл - стой как вкопанный, милиционер опустил жезл - можешь ехать.
В той же инструкции оговаривается порядок предоставления преимущества в движении тем или иным видам транспорта: "Трамвай пропускается прежде автомашин и экипажей, но впереди трамвая пропускаются пожарные машины и обозы разного рода, процессии, воинские части и партии арестованных (тогда это, видимо, было актуально), автомашины пропускаются перед экипажами и велосипедами; среди автомашин пользуются преимуществом едущие с горы (заметим, что сейчас главнее та, что едет в гору)".
Смотрите также:
- Половина баранов - чиновники. И это - разврат власти! →
- С автоуродами надо бороться →
- На букву П, часть 5 →