Зачем переобувают машины?
У машины тоже есть своя обувь - резиновые покрышки. Они надеваются на колесные диски. Диск с покрышкой и называется "колесо". Однако для зимы и для лета у автомобиля должны быть разные покрышки. Ты же не ходишь зимой в сандалиях, а летом - в валенках. Самое главное для автомобиля, когда он движется, - надежное сцепление с дорогой. А зимой и летом оно разное. Вот тут-то вам и помогут сезонные покрышки. Сцепление обеспечивает специальный рисунок, нанесенный на покрышку, - протектор.
"Зебра" пешеходная
Когда мы говорили о дорожной разметке, то упомянули и о "зебре" - широких белых полосах на асфальте. Так на дороге обозначают пешеходный переход.
Во многих странах пешеходу достаточно подойти к краю проезжей части рядом с пешеходным переходом - и все машины остановятся, чтобы его пропустить. У нас в стране, к сожалению, пока мало вежливых и дисциплинированных водителей. Те, кто сидит за рулем, почему-то забывают, что "Правила дорожного движения" требуют останавливаться перед "зеброй" и пропускать пешеходов. Но с каждым днем вежливых водителей становится все больше. Это происходит потому, что люди задумываются о других. Помня о своих детях, водитель останавливается, чтобы пропустить школьника, надеясь на то, что и его папа, сидя за рулем, тоже остановится у пешеходного перехода.
Но все-таки, прежде чем переходить через дорогу, убедись, что машины остановились. И ни в коем случае не беги сломя голову на другую сторону! Водители, которые едут по дальнему от тротуара ряду, могут не заметить, что другие водители остановились, пропуская пешехода. И тогда можно попасть под машину!
Полосатая лошадка,
Ее "зеброю" зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.
Инспектор дорожно-патрульной службы
За безопасность на дорогах в нашей стране отвечает Государственная инспекция безопасности дорожного движения. А за порядком на дорогах, как ты уже знаешь, - дорожно-патрульная служба (ДПС). Тех же, кто следит за порядком, называют инспекторами ДПС.
Инспекторы дорожно-патрульной службы останавливают нарушителей правил дорожного движения, выезжают на место аварий, борются с пробками и заторами на дорогах. По знаку инспектора, показывающему жезлом сначала на машину, а потом в сторону края проезжей части, любой водитель обязан остановиться, даже если, по его мнению, ничего не нарушил.
История правил безопасности
Не успели появиться на дорогах первые автомобили, как тут же стало ясно, что для водителей автомобилей нужны особые правила. Но на первых порах эти правила были довольно глупыми и смешными. Например, в Англии попытались ввести закон, согласно которому перед каждым автомобилем должен был идти человек с красным флажком, предупреждая об опасности.
Ну а самые первые в мире "настоящие" правила дорожного движения приняты во Франции 16 августа 1893 года. Именно тогда префект полиции города Парижа решил навести порядок в уличном движении. Во Франции к тому времени уже насчитывалось более 600 автомашин! И большинство из них, естественно, находились в Париже. Первые правила передвижения механических экипажей (так тогда называли автомобили) были коротки и просты. Запрещалось ездить и оcтанавливатьcя на тротуарах, в аллеях и в местах, предназначенных только для движения пешеходов. Запрещалось ездить по городу со скоростью более 12 километров в час, а за городом более 20 километров в час.
В дореволюционной России первые автомобильные правила дорожного движения появились 9 (21 по новому стилю) сентября 1898 года, когда столичный градоначальник подписал правила "О порядке пассажирcкого и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях". В них вcе автомобили подразделялись так: "а) для собственного употребления (личные и частные); б) для извозного промысла (такси); в) для перевозки пассажиров; д) для перевозки тяжестей (грузовые)". Первые правила дорожного движения в Петербурге вступили в действие 8 июня 1900 г., а в Москве - 10 апреля 1904 года. Более полные автомобильные правила дорожного движения в Москве утверждены 13 марта 1912 года Моcковcкой гоcдумой и назывались "Обязательные постановления о порядке движения по городу Моcкве автоматических экипажей". Они требовали, чтобы автомобили двигались либо по правой стороне, либо по середине улицы. При этом запрещалось движение со cкороcтью более 12 верcт (12,80 километров) в час автомобилям маccой свыше 350 пудов (5740 килограммов) и 20 верcт (20,9 километра) в час для всех прочих транспортных cредcтв.
Первые правила движения автомобильного и гужевого транспорта были введены в 1933 году, а единые для всей страны правила дорожного движения - в 1961 году. Первые российские "Правила дорожного движения" утверждены Постановлением Совмина РФ от 23 октября 1993 года и вступили в действие 1 июля 1994 года на всей территории России. С тех пор в них неоднократно вносились дополнения, поскольку дорожное движение постоянно развивается и правила должны меняться вместе с ним.