27 ноября 1836 года Петербургский Большой театр был готов к премьере. К подъезду съезжались блестящие экипажи, заполнялись ложи и партер. В скромном одиннадцатом ряду поминутно раскланивался со знакомыми А.С. Пушкин, публика из первых рядов бросала взгляды на царскую ложу - ожидалось прибытие самого императора Николая I. Ажиотаж был огромным, билеты почти не достать. Еще бы, избалованная заезжими знаменитостями петербургская публика жаждала услышать новую русскую оперу, явление по тем временам редкое.
Начался спектакль. Спустя некоторое время в зале возникло легкое возмущенное движение, солидные господа во фраках и осыпанные бриллиантами дамы неодобрительно качали головами. Что это? Вместо привычных блестящих итальянских увертюр - мастерски обработанные и оркестрованные, но все же до боли напоминающие деревенские песни арии и хоры. Вместо роскошных декораций - деревенская изба и скромный русский лес. Вместо разряженных примадонн и кавалеров - мужики в лаптях. Такого зрители Петербургского придворного театра еще не видели, но встать и уйти нельзя, в ложе - царь, и ему, похоже, представление нравится.
Все знают, что император лично разрешил постановку оперы, правда, заставив автора, Михаила Ивановича Глинку, сменить название. Вместо "Иван Сусанин" опера стала называться "Жизнь за царя". Более того, композитору пришлось вложить в уста главного героя и крестьян слова восхваления властителя России. Но все мыслящие люди, конечно, понимали, что не за царя трагически погиб Иван Сусанин, а за родную землю, за русский народ. И именно это постарался передать в своей музыке М.И. Глинка.
Потомок старинного дворянского рода, выросший в богатом селе Новоспасском Смоленской губернии под неусыпным надзором безмерно баловавшей его бабушки, Михаил Иванович мог бы никогда не открыть для себя величие и красоту русского национального характера. Но ему повезло: с ранней юности его окружали самые передовые люди той эпохи. Одно время гувернером Михаила был декабрист Кюхельбекер, вместе с будущим композитором в пансионе при Главном педагогическом училище учился младший брат Пушкина Лев. Позже, увлекшись музыкой и обретя славу первоклассного пианиста, Глинка стал желанным гостем всюду, где любили и понимали музыку. Так он познакомился с В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым, Н.В. Гоголем, А.С. Грибоедовым. Именно эти люди заронили в душу композитора идею написать первую национальную русскую оперу. Именно они потом поддерживали Глинку в тяжелый период злых нападок и обвинений, которые посыпались в его адрес после премьеры оперы "Иван Сусанин".
А.С. Пушкин откликнулся четверостишием:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
И сам композитор пытался сохранять чувство юмора. Узнав, что его музыку назвали "кучерской", Глинка сказал: "Это хорошо, и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ".
Между тем передовые люди оценили оперу Глинки, на всех последовавших после премьеры спектаклях зал был полон, зрители осыпали автора и артистов рукоплесканиями. Общее мнение было таково: никто никогда до Глинки не создавал такой русской по духу оперы.
После "Ивана Сусанина" композитор пишет "Вальс-фантазию" для симфонического оркестра, музыку к драме Кукольника "Князь Холмский" и свои знаменитые романсы - "Сомнение", "Ночной зефир", "В крови горит огонь желанья", "Я помню чудное мгновенье", "Жаворонок", "Попутная песня".
Одновременно Глинка работает над новой оперой - "Руслан и Людмила". А.С. Пушкин, считая свое произведение юношеским, взялся даже переделать его для оперы, но дуэль на Черной речке не дала сбыться этим планам.
Однако опера "Руслан и Людмила" все равно была написана, ее премьера состоялась в 1842 году. Сейчас она не сходит со сцен отечественных и зарубежных театров, по ее партитурам будущие композиторы изучают оперное искусство. Но тогда мнение общества опять разделилось. Знать отнеслась к "Руслану и Людмиле" более чем прохладно, в то время как простые люди и интеллигенция приняли оперу восторженно. Достаточно сказать, что за три месяца состоялось тридцать два представления! Но триумф длился недолго, в репертуаре следующего сезона оперы уже не было. Только после смерти Глинки ее с большим трудом удалось опубликовать.
Композитор тяжело переживал эту неудачу, здоровье его, и без того подорванное травлей после постановки "Ивана Сусанина", сильно пошатнулось. В 1844 году Глинка уехал в Испанию и провел там три года. Вернувшись в Россию, он встретил то же непонимание и равнодушие. Тем не менее композитор продолжает работать: на свет появляется его знаменитая "Камарин-ская", в которой, по словам П.И. Чайковского, "как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая школа".
Последние годы жизни Глинка проводит в разъездах: от недоброжелательной атмосферы Петербурга бежит за границу, а оттуда, гонимый тоской по Родине, вновь возвращается домой. Великий русский композитор умирает вдали от России, в Берлине, не дожив и до 53 лет. Его тело было перевезено в Петербург и предано земле на кладбище Александро-Невской лавры.
Смотрите также:
- Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) →
- Бетховен Людвиг ван (1770-1827) →
- Лист Ференц (1811-1886) →