"Очень изящный, точно нарисованный офицерик: мундирчик с иголочки, в обтяжку, волосы тщательно приглаженные, припомаженные, ногти точно выточенные, руки выхоженные, совсем барские..." - таким увидел молодого Мусоргского А.П. Бородин. А вот портрет, написанный художником И.Е. Репиным в год смерти композитора. На нем совсем другой человек: измученное болезнью лицо, всклокоченные волосы, небрежно накинутый на рубашку халат. И глаза, полные глубокой мысли, затаенной душевной боли и подлинного вдохновения.
Между этими двумя портретами, словесным и художественным, - целая жизнь. Потомственного дворянина Мусоргского ждала блестящая карьера офицера, бездумное и праздное существование. Но он выбрал другое. В семнадцать лет будущий композитор впервые услышал произведения Глинки и буквально "заболел" этой подлинно народной музыкой. Ему захотелось писать такую же и с помощью нее осуществить свою заветную мечту - "побрататься с народом".
Мусоргский выходит в отставку и начинает свой трудный путь в искусстве. С детства талантливый пианист и певец, он не знал правил композиции, основ теории музыки. Всему этому ему пришлось учиться. Первые уроки композитор получил от М.А. Балакирева, много занимался сам, ночи напролет просиживая над книгами.
Начинал Мусоргский с небольших оркестровых пьес, романсов, песен. Тематика этих произведений видна уже по названиям: "Этюд в народном стиле", "Колыбельная Еремушки", "Спи, усни, крестьянский сын", "Гопак", "Светик Саввишна", "Сиротка". В музыке Мусоргского - сценки из народной жизни, иногда веселые, иногда грустные, иногда горькие до слез.
Когда талант и мастерство композитора достаточно окрепли, друзья предложили ему взяться за большую форму - написать оперу по драме А.С. Пушкина "Борис Годунов". Мусоргский с увлечением принялся за работу и создал удивительное по точности и яркости образов произведение. Музыка оперы Мусоргского и сложна, и проста одновременно, она проникнута духом русского народа, его истории, а сама опера может с полным основанием называться "народной драмой". Смелые мысли, выраженные в ней, вызывали серьезное опасение, что оперу не допустят к постановке. Но обошлось. В Императорском театре только указали на отсутствие женской партии, что нарушало незыблемую традицию того времени.
Работая над вторым вариантом оперы, Мусоргский не только добавил в число действующих лиц жену Самозванца - Марину Мнишек, но и существенно переделал несколько сцен, а также изменил финал. Теперь опера завершалась не смертью Годунова, а народным бунтом под Кромами. На титульном листе партитуры Мусоргский написал: "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере".
"Бориса Годунова" постигла судьба "Ивана Сусанина" - на сцене она пробыла недолго, по слухам, не понравилась царю. Мусоргский задумал новую оперу на сюжет из времен стрелецких бунтов под названием "Хованщина".
Но закончить не успел. Остались незавершенными также оперы "Женитьба", "Сорочинская ярмарка". Бедность и болезни рано оборвали жизнь сорокадвухлетнего композитора. Но у него остались друзья, поклонники его творчества. Собрав и обработав оставшийся материал, они дописали оперы Мусоргского. Теперь их можно услышать в крупнейших оперных театрах мира.
Смотрите также: