"Я - каждый здесь расстрелянный старик,
Я - каждый здесь расстрелянный ребенок".
Эти слова из стихотворения Е. Евтушенко, которое легло в основу первой части Тринадцатой симфонии Шостаковича, вполне могут быть отнесены к самому композитору. Через душу, через сердце пропустил он тяжелые испытания, выпавшие на долю России в XX веке. Кровь и страдания народа воплотил Шостакович в своих произведениях, прежде всего в симфониях.
Этот жанр как нельзя лучше подходил для выражения трагических противоречий века, и русский композитор был признан величайшим симфонистом ушедшего столетия.
Окончив Петроградскую консерваторию в 1925 году, Шостакович в качестве дипломной работы написал свою Первую симфонию. Она принесла девятнадцатилетнему композитору мировую известность. Шостакович пробует себя в разных жанрах: пишет оперу "Нос", балеты "Золотой век" и "Болт", фортепьянные произведения. Появляются на свет Вторая и Третья симфонии.
В 1932 году Шостакович создает оперу "Леди Макбет Мценского уезда", затем фортепьянный концерт и балет "Светлый ручей". Это последние произведения композитора, исполненные искрометного веселья и жизнерадостности. Далее в музыке Шостаковича произойдет переворот.
В 1936 году в "Правде", главной газете СССР, появляется редакционная, то есть выражающая мнение редакции, статья под названием "Сумбур вместо музыки". В ней опера "Леди Макбет Мценского уезда", вышедшая на сцену гораздо раньше и пользовавшаяся неизменным успехом у зрителей, подвергалась не просто критике, а грубому, малограмотному, а потому тем более оскорбительному разгрому.
Шостакович понимал, что эта статья направлена не просто против конкретной оперы, а против его творчества в целом. В разгар политических репрессий вызвать такое недовольство было очень опасно, спорить и защищаться - бесполезно, а то и "смерти подобно". Поэтому Шостаковичу пришлось, выражаясь словами В.В. Маяковского, "наступить на горло собственной песне".
Отныне все произведения композитора "со словами" носили заказной характер, он писал их ради заработка, а может, и ради самосохранения. В этот период Шостакович сосредоточился на симфониях. Одна за другой рождаются Четвертая, Пятая, Шестая и, наконец, знаменитая Седьмая (Ленинградская) симфония. Она написана в 1941 году в Куйбышеве (ныне - Самара), куда эвакуировался композитор.
На боевом самолете партитура симфонии была срочно доставлена в Нью-Йорк, где и была исполнена впервые. А в умирающем от голода Ленинграде собирали музыкантов, чтобы составить симфонический оркестр. Музыкантов не хватало, и их командировали из действующей армии. В августе 1942 года симфония Шостаковича была исполнена в осажденном городе. Мужественная музыка звала к борьбе, к стойкости, вселяла веру в победу. Всю войну мелодии Седьмой симфонии были на слуху у каждого.
Знаменитым "эпизодом нашествия" из этого произведения любили озвучивать кадры фашистской кинохроники. Вот они, оккупанты, самодовольные, улыбающиеся, уверенные в победе, стройными рядами шагают по русской земле. Они еще не знают, что им придется столкнуться с беспримерным мужеством, невиданной стойкостью, несгибаемым сопротивлением людей, готовых до конца защищать свою Родину.
Конечно, Седьмая симфония посвящена борьбе с фашизмом. Но только ли с ним? Достаточно сказать, что "эпизод нашествия" написан композитором еще до войны. Может быть, своей музыкой Шостакович протестовал не только против иноземных захватчиков, но и против той нечеловеческой машины подавления воли, лишения творческой свободы, которая действовала внутри страны?
После войны эта машина готовит композитору новый удар. Вместо монументального произведения, которого ждали от композитора в честь Дня Победы, Шостакович в 1945 году написал Девятую симфонию, очень небольшую и очень загадочную, полную скрытого гротеска и даже издевки. В 1948 году появляется партийное постановление, в котором Шостакович вновь подвергается критике. Теперь ему приходится отказаться и от сочинения симфоний.
Композитор пишет музыку к кинофильмам, песни, то есть вновь выполняет заказную работу. Но он сочиняет, пусть пока "в стол", и Первый концерт для скрипки с оркестром, удивительно автобиографичный и выстраданный. Впервые это произведение было исполнено лишь после смерти Сталина. С наступлением так называемой "оттепели" судьба Шостаковича изменилась к лучшему. Появляются Одиннадцатая ("1905 год") и Двенадцатая ("1917 год") симфонии, а также вокальные Тринадцатая и Четырнадцатая симфонии. Итогом творческого пути композитора является Пятнадцатая симфония, содержащая глубокие философские размышления, выражающая сокровенные мысли и чувства композитора.
Судьба Шостаковича, как и весь XX век, полна взлетов и падений. Он получал правительственные награды и в то же время ощущал постоянное идеологическое давление на свое творчество, переживал травли, часто писал не то, что хотел, и говорил не то, что думал. Но такова была судьба всех творцов в те нелегкие времена. Однако главным остается наследие Шостаковича, его прославленная на весь мир музыка, которая не только не утратила своей современности, но и постоянно открывает перед исследователями новые и новые грани.
Это интересно
Д.Д. Шостакович обладал интересной манерой сочинения. Он долго, в течение многих месяцев, обдумывал свое творение, "проигрывал" его в голове. И когда, наконец, оно начинало звучать так, как надо, композитор быстро, почти без помарок записывал его. Окружающим же казалось, что Шостакович легко, просто сходу творит сложнейшие произведения.
Один репортер буквально преследовал композитора просьбой рассказать, как он сочиняет музыку. Шостакович отмахивался: "Очень просто". Такой ответ не вызывал у журналиста доверия, и он продолжал допытываться, как все-таки происходит процесс. В конце концов Дмитрий Дмитриевич не выдержал и ответил: "Процесс, молодой человек, происходит так: я беру бумагу, перо и чернила, сажусь за стол, макаю перо в чернила и пишу, макаю и пишу..."