На простом экзаменационном листе с оценками, выданном одному из учеников Варшавской консерватории, учитель музыки композитор Эльснер написал: "Фридерик Шопен - музыкальный гений". К моменту появления этой записи юный Шопен уже хорошо известен в родной Польше, он - автор двух больших фортепьянных концертов, множества мазурок и полонезов, виртуозный пианист.
Друзья и родные Шопена уверены, что его ждет успех и за пределами Польши, однако на поездку за границу у сына учителя француз-ского языка нет денег. К счастью, среди поклонников музыканта оказываются люди богатые и влиятельные. Благодаря их под-держке 1 ноября 1830 года Шопен вместе со своим другом Титом Войцеховским покидает Варшаву. Юный композитор берет с собой кубок с родной землей, чтобы на чужбине вспоминать родину. Он мечтает прославиться и вернуться домой, но еще не знает, что этим мечтам не суждено будет сбыться.
Друзья прибыли в Вену и только начали устраивать свою жизнь, как пришла весть о Варшавском восстании. Надо сказать, что в те времена Польша не была самостоятельным государством. Ее "поделили" между собой Россия, Австрия и Пруссия. Национально-освободительное движение зрело в Польше давно, а в 1830 году вылилось в открытое восстание. Среди повстанцев было много друзей Шопена, сочувствовал им и его отец, поэтому первым порывом юноши было вернуться на родину. Но Титу Войцеховскому удалось уговорить Фридерика остаться и не рисковать своим будущим великого музыканта. Такого же мнения придерживались и его родные.
Потянулись долгие месяцы неизвестности и тревоги за судьбу близких людей. Эти чувства настолько захватили композитора, что у него не оставалось сил для творчества. За восемь месяцев в Вене Шопен не написал ни строчки.
Весть о разгроме Варшавского восстания застала музыканта в Германии. Шопен был потрясен до глубины души: теперь он понимал, что вернуться в Польшу он уже не может. Что же оставалось композитору? Только прославить многострадальную родину силой своего музыкального гения, рассказать о ее бедах всему миру, в музыке выразить любовь к ней.
И Шопен творит. В его новых произведениях уже нет прежней беззаботности, в них слышатся страсть и непреходящая скорбь. Современник Шопена композитор Роберт Шуман писал: "Если бы могучий повелитель Севера (Николай I) знал, какой опасный враг угрожает ему в произведениях Шопена, в столь простых мелодиях мазурок, он запретил бы исполнение этой музыки. Произведения Шопена - это пушки, прикрытые цветами..."
Но Николай I никаких пушек, видимо, не заметил, раз в 1837 году предложил Шопену стать "первым пианистом его величества императора России". Такая должность сулила и почет, и материальную обеспеченность, но композитор отказался. Наверное, не нужно объяснять, почему.
С 1831 года Шопен поселяется в Париже. Здесь его талант оценили по достоинству. Композитор вошел в круг крупнейших деятелей европейской культуры, среди его знакомых и друзей - писатель Бальзак, поэты Гейне и Мицкевич, композитор Мендельсон, художник Делакруа. Шопен обретает славу виртуозного пианиста, много концертирует. Но даже напряженная концертная деятельность не дает ему достаточных средств к существованию. Поэтому по несколько часов в день Шопену приходится подрабатывать - давать уроки. И при этом еще успевать сочинять музыку.
Шопена называли певцом фортепьяно. Он не создал ни опер, ни симфоний. Все его произведения написаны для фортепьяно или для фортепьяно с оркестром. Это удивительной красоты полонезы, мазурки, вальсы, этюды, прелюдии, баллады и сонаты, которые включают в свой репертуар пианисты всего мира.
Композитор работал очень много, и это не могло не сказаться на его и без того слабом здоровье (в 1838 году у него был обнаружен туберкулез). До конца дней Шопен оставался патриотом. Умирая в Париже, он завещал похоронить свое сердце в Польше. Воля великого композитора была выполнена - его сердце перевезено на родину и покоится в костеле Святого Креста.
Во время оккупации Польши гитлеров-скими войсками памятник композитору в Варшаве был разрушен, на исполнение его музыки фашисты наложили строжайший запрет. Видимо, идеологи вермахта все-таки разглядели в ней "пушки, прикрытые цветами", нацеленные против любого порабощения, любой несправедливости. В эти страшные дни под угрозой оказалось и захоронение музыканта. Подвергаясь смертельному риску, польские патриоты выкрали сердце Шопена из костела и до конца войны прятали национальную святыню в надежном месте.
Смотрите также: