На букву Б, часть 2

   
   

Балкон

Балкон - часть зрительских мест в театральном зале, расположенная над партером, амфитеатром и бельэтажем, как правило, в несколько ярусов, как в Большом или Малом театрах, или в один ярус - как в "Ленкоме", Театре имени Ермоловой и других.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848)

Вы уже прочли во вступлении слова Белинского о театре. В любом словаре или энциклопедии вы найдете скупую справку: критик, публицист, философ. Все это так. Белинского "проходят" в школе, изучают его статьи (а он оставил девять томов) о литературе, философии, поэзии... Для нас же Белинский, человек противоречивый, страстный, увлекающийся, интересен прежде всего не как "революционер-демократ", а как идеальный театральный зритель. Именно не критик - зритель. Способный рыдать в зале, способный девять раз смотреть великого Мочалова в "Гамлете" - так, чтобы запомнить весь рисунок роли и после описать его в статье. И благодаря этому описанию, эмоциональному, влюбленному, мы теперь можем хотя бы вообразить, каким артистом был Мочалов и как играл он Гамлета.

Читая его статьи о театре, спектаклях, актерах его времени, мы мысленно усаживаемся в кресла Малого, Александринского и вслед за восторженным театралом Белинским "растворяемся в пламенном эфире любви..."

Бельэтаж

Бельэтаж - первый этаж балкона над партером и амфитеатром. Ложи бельэтажа всегда занимала знать, собственные ложи в лучших театрах были у всех знаменитых дворянских семей - их арендовали, покупали на весь сезон вперед.

Бенефис

Бенефис - спектакль, который игрался ради одного актера (актрисы), чаще всего исполняющего главную роль. Ставился, как правило, в честь юбилея, другой даты или просто "во славу". Спектакль-бенефис выливался в чествование актера, актрисы, а сбор шел бенефицианту.

Бернар Сара (1844-1923)

Прославленная актриса французского и мирового театра. Ее дебют в 1862 году в лучшем театре Франции - "Комеди Франсез" - был неудачным. Но, вернувшись спустя некоторое время, она играла на его сцене до 1880 года. В 1898 году актриса открыла свой театр.

Сара Бернар была, как бы мы сейчас сказали, профессионалом. Манера ее игры поражала прежде всего блестящей актерской техникой. Мы не можем увидеть ее игру, как и игру всех великих артистов и актрис прошлых веков. Но остались свидетельства очевидцев ее исполнения. А.П. Чехов писал: "Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". Бернар играла в трагедиях Расина и Вольтера, в драмах Гюго и Дюма ("Дама с камелиями"), с большим успехом выступала в мужских ролях - так Гамлета она сыграла, когда ей было уже 53 года.

Брехт Бертольт (1898-1956)

   
   

Великий немецкий драматург ХХ века. Пьесы Брехта играют в театрах во всем мире. Так, с легендарной постановки его "Доброго человека из Сезуана" в 1964 году начался знаменитый Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова.

Свои первые пьесы Брехт начал писать будучи студентом медицинского факультета Мюнхенского университета. Когда знаменитый немецкий писатель Лион Фейхтвангер увидел эти ученические опыты, то был поражен удивительной самобытностью юного драматурга.

Первый успех пришел к Брехту в 1928 году с постановкой "Трехгрошовой оперы", написанной в содружестве с композитором К. Вейлем. С самого начала в пьесах драматурга стала прослеживаться главная мысль: судьба человека - это сам человек, он - центр и причина всего происходящего вокруг. Брехта интересовали глобальные проблемы: человек и война ("Мамаша Кураж и ее дети"), человек и наука ("Жизнь Галилея"), человек и закон ("Кавказский меловой круг") и т.д. Пьесы его увлекательны, богаты событиями, диалоги полны юмора и тонкой иронии.

Воплотить на сцене свое видение современного театра Брехту долго не удавалось. Приход Гитлера к власти вынудил его уехать из страны и 15 лет провести в изгнании. Брехт вернулся только в 1949 году и создал свой театр "Берлинер Ансамбль", совсем недавно приезжавший на гастроли в Москву с постановкой пьесы своего основателя "Карьера Артуро Уи".

Театр Брехта, по его же определению, - это театр "не": "нетрадиционный", "небуржуазный", так как, по его мнению, традиционный и буржуазный театр не пробуждает зрителя, не заставляет его думать. Именно думать! Брехт был против так называемого "сопереживания" в театре и считал, что оно происходит только "когда один эпилептик заражает всех в зале". От чувства к чувству - не путь театра Брехта. Внушение не нужно. Театр должен давать знания и убеждать, разрушая правдоподобие и "жизнеподобие", не давая зрителю забыть, что перед ним иллюзия, Театр.

Бутафория

Есть среди театральных профессий и такая - бутафор. Посмотрите любую программку сегодняшнего спектакля и непременно прочтете: "зав. бутафорским цехом..."

Что же делают за кулисами эти не видимые залу люди, без которых, кстати, не состоялся бы ни один спектакль? На сцене, как известно, в основном все - ненастоящее. То есть могут быть, конечно, натуральные стол со стульями, но все-таки бутафория - это предметы сценической обстановки, сделанные под натуральные. И если, скажем, вам доведется когда-нибудь потрогать руками тяжеловесный шкаф-декорацию эпохи Людовика XIV, окажется, что он сделан из родной фанеры, а разящий всех врагов на сцене обоюдоострый меч - картонным. Что ж, театр - это всегда немножко обман, иллюзия, и вместо крови в нем, бывает, используют клюквенный или свекольный сок, и золото, как говорится, "самоварное".

Занимается всей этой "мишурой" (еще одно значение слова "бутафория") специальные люди - бутафоры. Это они придумывают, из чего сделать гарнитур времен королевы Елизаветы Английской и как изобразить дождь или гром.

Сегодня профессия бутафора все больше уходит в прошлое. Любые звуковые эффекты воспроизводятся с помощью современной техники, а режиссеры, желая приблизить действие исторической пьесы к нашему дню, зачастую отказываются от использования характерных деталей эпохи. А ведь веками обаяние театра было и в этом - после удара бутафорским мечом герой падал навзничь, истекая клюквенным соком. А зал рыдал навзрыд...

Буффонада

Это вид сценического представления, построенного на шутовских, подчеркнуто комических, иногда грубоватых положениях и ситуациях. Комедия с клоунским оттенком, с падениями, спотыканиями, переодеваниями.

Первый в России Театр "Буфф" появился в 1870 году в Петербурге, представления шли в арендованном здании цирка. На гастроли приезжали известные комические актеры из-за рубежа, в частности, в 1875-1876 годах здесь гастролировала знаменитая французская актриса Жюдик (настоящее имя - Анна Дамьен). Н.А. Некрасов писал о ней:

Мадонны лик,

Взор херувима...

Мадам Жюдик

Непостижима!

Жизнь наша пуф,

Пустей ореха.

Заехать в Буфф -

Одна утеха.

Восторга крик,

Порыв блаженства...

Мадам Жюдик -

Верх совершенства!

После революции Театр "Буфф" перестал существовать, но буффонады ставились. Например, "Мистерия-Буфф" В.В. Маяковского. Премьера прошла 7 ноября 1918 года в Петроградском коммунальном театре музыкальной драмы и была приурочена к годовщине революции.

Современный Театр "Буфф" с 1983 года существует в Санкт-Петербурге, на правом берегу Невы. В нем ставятся мюзиклы, легкие комедии, фарсы, проходят шоу-программы.

Смотрите также: