Некоторые сообщения садоводов и радуют и огорчают одновременно. Например, когда говорят: у нас был такой большой урожай груши, что ветки треснули, а некоторые даже обломились, несмотря на подпоры.
Конечно, обильное плодоношение - это хорошо. А отломы ветвей - недосмотр садовода. Значит, или деревья были изначально плохо сформированы, или подпоры неправильно поставлены.
ПЛОДЫ груши почти в полтора раза тяжелее яблок, поэтому "конструкция" ее дерева должна быть особенно прочной и прежде всего - без острых углов. Напомню, в чем заключается их вредность. Когда скелетная ветвь отрастает от ствола под острым углом, то их древесина соединена между собой только в месте отхождения ветви. При последующем росте взаимопроникновения тканей древесины у них не происходит - препятствуют наружные слои коры того и другого. К тому же неизбежно утолщение тканей, в результате которого кора оказывается зажатой внутри и становится распоркой между стволом и веткой. А скапливающаяся там влага и различные патогены способствуют загниванию распорки. Все это усугубляет и без того непрочное соединение ветвей, а тяжесть урожая завершает неизбежный в этих случаях отлом.
Такие ветви могут отламываться и зимой из-за тяжести налипшего снега или в морозную и ветреную погоду. При низких температурах древесина становится хрупкой, уязвимой при всяких механических воздействиях.
Надеюсь, что сказанное должно убедить вас в недопустимости острых углов в кроне. Старайтесь предотвращать их правильным формированием дерева смолоду с помощью отгибания и других приемов. И ни в коем случае не допускайте раздвоения ствола, как на этой фотографии (фото 1). Скрепление скобами, веревками и т. п. поможет лишь временно. Посмотрите, какая здоровая, светящаяся на солнце кора у этого молодого дерева груши. Но его высокий биологический потенциал нарушен досадной трещиной. Даже своевременное соединение не помогло: поверхность ран зарастает своим слоем каллуса (светлый округлый наплыв по краям трещины). Какое-то время такой ствол продержится, но начавшийся разлом все равно произойдет, причем дерево может разорваться пополам до самой земли. Чтобы избежать этого, придется ликвидировать раздвоение ствола, спилив одну его половину в основании трещины. Какую именно - решайте по остающейся кроне, толщине и остальным параметрам. Обратите внимание: если удалять правую часть, то линия спила должна располагаться по линии нижней ветки от соседнего дерева.
Конечно, жалко это делать - по сути, удалять половину кроны. Поэтому и нельзя допускать такого нарушения архитектоники дерева, а раз уж оно произошло - лучше своевременно исправить. Края раны, уже начавшей зарубцовываться, как у этого здорового дерева, за два-три года зарастут. Не забудьте только замазать обнаженную древесину садовым варом и забинтовать сверху тканью или крафт-бумагой. Летом - можно и пленкой, но зимой она вызовет ожоги. Удаление можно проводить только весной, чтобы избежать зимнего повреждения тканей возле спила. Сейчас можно срезать часть намеченной к удалению ветви, а завершить - во время весенней обрезки.
Задержать опасный раздир можно и с помощью подпор - деревянных кольев с развилками наверху. Но их надо правильно устанавливать. И здесь я должна вернуться к началу разговора о том, что неправильно поставленные подпоры тоже могут быть причиной разлома ветвей. Ставить их надо с таким расчетом, чтобы точка опоры совпадала с центром тяжести ветви, загруженной урожаем. Нельзя устанавливать их у концов ветвей или у самого основания - они переломятся. Нежелательно подпирать ветви и слишком высоко, когда изменяется их первоначальное положение.
Здоровое, крепкое дерево груши способно выдержать большую тяжесть и без всяких подпор. Посмотрите, как сгибаются ветви с большим урожаем - почти до самой земли (фото 2). То, что они не ломаются, - следствие правильной формировки.