Русский триумф в Венеции

   
   

ВЕНЕЦИАНСКИЙ кинофестиваль завершился сенсацией. Главный приз завоевал дебютный фильм русского режиссера-самоучки Андрея ЗВЯГИНЦЕВА "Возвращение".

СЕНСАЦИОННЫМ было уже само появление в основном конкурсе рядом с маститыми киномастерами неизвестного дебютанта из России. Кстати, как выяснилось, даже в российском Госкино не знали, кто такой Звягинцев и уж тем более о его картине. У зрителей фильм вызвал фурор. Первый сеанс шел в абсолютной тишине, которая взорвалась на финальных титрах шквалом аплодисментов. Затем зал встал, и овация продолжалась четверть часа. Говорили, что такого здесь не было со времен, когда 41 год назад публика Венецианского фестиваля вот так же стоя приветствовала явление новой звезды - Андрея Тарковского с его фильмом "Иваново детство".

И - триумфальная победа: "Возвращение" названо лучшей картиной фестиваля, фильм получил не только высшую награду Венеции "Золотого Льва Святого Марка", но и приз имени Луиджи Де Лаурентиса "Лев будущего" за лучший дебют вместе с денежной премией 100 тыс. евро. Не считая нескольких второстепенных наград.

Вначале была зубная паста...

- О ВАС уже говорят, как о лучшем молодом режиссере современного кино.

- Ну не такой уж я молодой. Мне 39.

- И какой путь вы прошли за эти годы?

- Я из Новосибирска, там учился в театральном. Потом в ГИТИСе, на актерском факультете. Но по специальности работал мало - за 12 лет я сыграл всего две роли в театре. У меня была куча свободного времени. И я ходил в Музей кино в Москве. За одну неделю можно было посмотреть до десяти картин, каждый из которых входит в историю искусства.

Правда, была огромная проблема - финансовая. В 93-м помню дни, когда я не мог купить билет в метро. И тогда, мой армейский товарищ, который закончил операторский факультет ВГИКа, предложил мне заниматься рекламой на телевидении. Так я стал снимать рекламу - мебели, обуви, и снимался в ней сам. Кучу денег заработал на рекламе зубной пасты - при том, что я даже не в фокусе был, а сзади, почти за кадром.

- Значит, киношколы у вас за плечами нет?

- Да, профессионального режиссерского образования у меня нет. А технологию осваивал прямо на месте.

- Как появилась идея снять полнометражный фильм?

- Эта мысль появилась не у меня, а у продюсера "REN-фильма" Дмитрия Лесневского в начале 2001 года. После долгих поисков сценария он наткнулся на "Возвращение". Мне сразу понравилась эта история, ее глубина. Только сценарий был уж очень американским, голливудский триллер такой... Но, готовясь к фильму, пропуская через себя эту тему, я сценарий изменил.

- Какие чувства, по-вашему, должен вызвать этот фильм у зрителя?

- Эта картина - исследование внутренней и внешней сторон конфликтных отношений. На пути к взрослению двое ребят теряют отца, который затем опять появляется в их жизни, переворачивает ее и снова уходит. Фильм получил еще два второстепенных приза, как мне перевели - за человечность и духовность. Именно этому и посвящается фильм. И я бы сказал, что он апеллирует и к религиозному сознанию зрителя.

Тарковский - это навсегда

- В МЕСТНОЙ прессе вас постоянно сравнивают с Андреем Тарковским....

- Это слишком простой выход для журналистов и совершенно не оригинальный - это и так очевидно и естественно, потому что быть русским режиссером и не находиться под влиянием Тарковского просто нельзя. Я до сих пор помню, как в 18 лет впервые посмотрел его фильмы. И с тех пор уже "прирос" к ним навсегда.

- Сюжет и особенно атмосфера фильма трагичны, если не сказать жестоки. С какого возраста можно его смотреть?

- Вы знаете, для каждого человека трагичны и драматичны разные вещи. Юным исполнителям главных ролей, Ване и Володе, было по 12-13 лет, когда они прочитали сценарий, - понравилось. Значит, с этого возраста и нормально.

- То есть ребята знали, какую жестокую ситуацию им предстоит прожить?

- Да, они знали. Самой сложной была сцена избиения Володи. Мы с Константином Лавроненко, который играл отца, договорились, что он все сделает по-настоящему. Он после съемки ушел от группы и плакал...

- Мальчики играют просто потрясающе. Где вы их нашли?

- Судьба фильма во многом зависела от поиска исполнителей главных ролей. Я решил: если не найду таких ребят, то не буду снимать фильм вообще. За полгода посмотрели около 600 человек, в итоге одного мы нашли в Москве, другого - в Санкт-Петербурге. Вы, наверное, уже знаете о трагедии, случившейся со старшим...

- Да, итальянские журналисты проводят параллели с фильмом Феллини "Восемь с половиной". Тогда на премьере стало известно о смерти мальчика из финальной сцены...

Мистическая гибель

ПО НЕВЕРОЯТНОМУ совпадению в первоначальном варианте сценария история заканчивалась трагически - герой Володи Гарина должен был утонуть. Затем мы изменили финал. Но... это абсолютно мистическая история: 25 июня прошлого года мы сняли свой первый кадр - и ровно через год, 25 июня, погиб Володя Гарин, сыгравший в фильме старшего брата. Поплыл на резиновой лодке и пропал. Он утонул в том самом озере, которое снято в фильме, - в его водах нашел свою смерть отец главных персонажей...

Когда Володя пришел на пробы, он сразу выделялся. Очень скромный, мало говорил. Ему было 16 лет, это был разносторонне одаренный человек. Учился в музыкальной школе и, говорят, обещал стать хорошим пианистом. Еще у него был оперный голос, баритон. Но увлекся актерским делом и успешно играл в спектаклях петербургского театра "Зазеркалье".

Он успел озвучить фильм, видел фрагменты, но в окончательном виде посмотреть не смог. Мы готовили первый показ как раз к годовщине съемок, собрали всю группу в Москве, но Володя не приехал... Его партнер по фильму, 14-летний Иван Добронравов, во время показа в Венеции на фестивале плакал.

По просьбе родителей мальчика и чтобы не влиять на жюри, мы старались эту историю не афишировать. И журналистов я просил до объявления результатов фестиваля информацию не обнародовать. Хотя всем было ясно, что что-то не так: на просмотрах, на пресс-конференции и на приеме по случаю премьеры поздравления принимали два героя фильма, а третий необъяснимо отсутствовал.

О трагедии я сказал лишь на церемонии вручения главного приза, который я посвятил Володе.

Смотрите также: