Паломничество к польскому посольству

   
   

ЕЩЕ совсем недавно о местонахождении польского посольства в Тель-Авиве знали только жители близлежащих домов и работники самого посольства. Все изменилось после того, как Польша и девять других европейских государств де-факто были приняты в Европейский союз. Сейчас в посольство по вопросам получения польского гражданства обращаются до 400 израильтян в день.

1 МАЯ 2004 года Польша станет также и де-юре полноправным членом Сообщества. А это значит, что любой польский гражданин сможет свободно путешествовать, работать и учиться в любой из стран ЕС. Как только эта информация стала достоянием широких слоев общественности, израильтяне, имеющие основания для получения польского гражданства, не преминули воспользоваться предоставляющейся возможностью. Как правило, это дети и внуки тех польских евреев, которые после Второй мировой войны смогли добраться до спасительных берегов тогда еще подмандатной Палестины. Что движет людьми, родившимися и выросшими в Израиле, знающими от своих близких об ужасах прошлой катастрофы европейского и, в частности, польского еврейства, с молоком матери впитавшими в себя гордость от создания собственного государства и теперь часами простаивающими в очередях около посольства, чтобы оформить прошение на получение польского гражданства?

Чтобы ответить на этот вопрос, наш корреспондент в Израиле отправился в центр Тель-Авива, на улицу Сутин, 16. Возле посольства действительно стояла многолюдная очередь.

Зачем вам польский паспорт?

Офер из Хайфы, 29 лет, окончил Технион (Технологический институт):

- Это решение далось мне непросто... Три года своей жизни я отдал армии обороны Израиля. Я люблю эту землю! Но что мне делать? Окончив Технион, я получил специальность программиста. В течение года ищу работу, и все безрезультатно. В Израиле сейчас острый экономический кризис. Триста тысяч безработных! В сфере высоких технологий застой, и не слышно обнадеживающих сигналов, способных изменить ситуацию в лучшую сторону. Надеюсь, в Европе у меня будет больше шансов найти работу. Два моих сокурсника уже несколько лет работают в Бельгии по специальности.

И, несмотря на трудности с новым иностранным языком, в принципе довольны.

Ури из Реховота, 33 года, по специальности инженер-строитель:

- На всякий случай, если можно получить еще один паспорт, почему не получить? Израиль - классная страна. Да, мы переживаем непростое время, а где сейчас просто? В Америке?! В Европе? Проблемы безопасности? Исламский террор давно распространился по всему западному миру. Я давно не верю в сказки о беззаботной жизни где-либо. Везде нужно напряженно работать. Никто никого не ждет. Можно всю жизнь метаться в поисках более спокойной и богатой страны, от себя не убежишь.

Ципора из Ришон-ле-Циона, 88 лет, в 1939 году, в преддверии оккупации польских территорий, бежала из Гданьска в Израиль:

- Я приехала в Израиль до его образования. На моих глазах безжизненная пустыня превратилась в цветущий

оазис. Евреи нашего поколения асфальтировали дороги, бурили колодцы. Мы тяжело работали, но не чувствовали усталости, мы ощущали себя первопроходцами, воплощающими на практике многовековую мечту о еврейском государстве. Всю жизнь я проработала учительницей в школе. Материально хорошо обеспечена, получаю приличную пенсию. Но то, что происходит здесь в последние три года, трудно передать словами. Непрекращающиеся теракты, стало страшно заходить в автобусы, посещать кафе и рестораны. Гнетущая неопределенность, и не видно света в конце туннеля. Я свое отжила, мне нечего терять, но я не хочу, чтобы мои дети и внуки жили в постоянной опасности. В свое время наша семья бежала из Гданьска, но, я думаю, второй раз в Европе подобного кошмара не повторится. В довоенной Польше мы оставили большой дом, ювелирный магазин. Я сохранила документы, подтверждающие утраченную частную собственность.

Лея из Герцлии, 40 лет, флейтистка:

- Я родилась в Израиле, но так и не смогла приспособиться к особенностям местного менталитета. Восток есть Восток! Бытовая культура находится на очень низком уровне. Я устала обманывать себя: жизнь дается один раз.

Женщина хотела сказать, что-то еще, но в дверях появился представитель посольства и на ломаном иврите сообщил: "Прием окончен, не беспокойтесь, завтра утром прием будет продолжен". По очереди пронесся гул разочарования. Польский дипломат протокольно улыбнулся и скрылся за тяжелой дверью. Прошло несколько минут, и от гудящей, как улей, очереди не осталось и следа. На асфальте сиротливо лежал тетрадный листок бумаги, исписанный фамилиями...

Смотрите также: