РАСШИРЕНИЕ Евросоюза стало "подарком" не только для жителей десяти новых государств блока, но и для многих транснациональных компаний, которые теперь могут смело инвестировать свои средства в страны Восточной и Центральной Европы под гарантии ЕС. Для них открываются новые рынки, появляются исключительные возможности для расширения бизнеса. А в Польше, Венгрии или Словении благодаря этому ударными темпами растет экономика, создаются рабочие места. Однако это лишь одна сторона медали...
Эльдорадо?
В КОНЦЕ сентября в городах Мишкольц и Эгер на северо-западе Венгрии были торжественно открыты две новые фабрики немецкой корпорации "Robert Bosch GmbH". Bosch уже вложил в их строительство около 70 миллионов евро, а в течение ближайших двух лет планирует довести инвестиции до 150 миллионов. В общей сложности немецкий гигант намерен построить в Венгрии 4 фабрики, на которых будут производиться электроинструменты, запчасти к автомобилям и пневматика для различных механизмов. До 2006 года Bosch собирается увеличить число своих сотрудников в Венгрии на 3 тысячи человек.
Две недели назад итальянская компания Merloni запустила свою новую производственную линию в польском городе Лодзь. Строительство фабрики обошлось Merloni почти в 40 миллионов евро. На новом заводе будут работать 900 человек, и он станет уже вторым крупным инвестиционным проектом этой итальянской компании в Польше. В 1999 году она открыла в той же Лодзи фабрику по производству газовых и электрических плит, вложив в нее 80 миллионов долларов.
А на прошлой неделе о своем намерении построить в центральной Словакии большой завод по производству автозапчастей объявила немецкая компания Continental. В проект будет вложено более 60 миллионов евро, и, когда конвейер будет запущен, он даст работу приблизительно 500 сотрудникам.
Это всего лишь несколько свежих примеров того, как активно западные компании инвестируют средства в страны Восточной Европы. После расширения Евросоюза на этом рынке начался настоящий бум. Десятки европейских и транснациональных корпораций каждый год строят фабрики и заводы в новых странах ЕС, открывают там свои представительства, инвестируют солидные суммы в их экономику. Такие страны, как Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, становятся для них настоящим Эльдорадо. С одной стороны, эти государства входят в общий европейский рынок, с другой - зарплаты там иногда в несколько раз ниже, при этом рабочая неделя длиннее, а отпуск короче, чем в странах "старой" Европы. Создаются рабочие места, новые предприятия исправно платят налоги, корпорации повышают свою конкурентоспособность и прибыльность. Выходит, все довольны?
Кто-то теряет, кто-то находит...
ВЫЯСНЯЕТСЯ, что далеко не все. И прежде всего - рабочие заводов таких компаний, как Siemens, Bosch, Volkswagen, DaimlerChrysler в странах Западной Европы. Оказывается, что, для того чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность, недостаточно открыть новые сборочные цеха в восточноевропейских государствах. Сначала надо "проредить" или вовсе закрыть ставшие "лишними" фабрики в "старой" Европе. Конечно, можно только порадоваться за тысячи словенцев, поляков и чехов, которые обретут работу. Но иногда это означает, что ее потеряют итальянцы, французы и немцы.
Руководство крупных компаний объясняет эту необходимость тяжелым экономическим положением: курс евро высокий, поэтому экспортировать европейские товары становится невыгодно, при этом рабочая сила в "старой" Европе стоит дорого, а за свои несколько тысяч в месяц служащие готовы работать всего 35 часов в неделю. И отпуска им полагается каждый год больше месяца. В итоге себестоимость производимых товаров так высока, что они не могут конкурировать с продукцией, которая выпускается в США и тем более где-нибудь в Азии. Выход простой: сократить расходы на производство. Перевести его из Западной Европы на Восток. В Чехии, к примеру, зарплаты на 40% ниже французских, при этом чехи готовы работать по 40 часов в неделю и согласны на две недели отпуска вместо пяти.
Закон джунглей
ПЕРЕД угрозой закрытия предприятий профсоюзы бессильны. Сколько бы западные рабочие ни устраивали гневных демонстраций протеста против планов закрыть тот или иной завод и перевести производство куда-нибудь в Польшу, разговор с управляющими короткий: надо - значит, надо. Зачастую, когда служащие уже отчаялись сохранить работу, им предлагается "спасительный" компромисс: компания не станет закрывать их предприятие, если они согласятся работать больше... за те же деньги.
В июле сотрудники французского завода запчастей компании Bosch единогласно согласились работать на час в неделю больше без повышения зарплаты. В противном случае Bosch намеревался перенести производство в Чехию. В июне 4 тысячи рабочих на двух фабриках Siemens в Германии объявили о своей готовности перейти с 35-часовой на 40-часовую рабочую неделю. Похожих уступок добился от своих рабочих на заводах Mercedes автогигант DaimlerChrysler. На очереди Opel и Volkswagen. Чем закончатся переговоры с профсоюзами, можно предположить уже сейчас. Cреди сотрудников транснациональных компаний начинается паника: вдруг завтра менеджмент решит перенести и их предприятие в какую-нибудь восточноевропейскую страну?
35-часовая рабочая неделя во многих государствах Западной Европы (средний показатель для 15 "старых" членов ЕС - 38 часов) - это итог многолетней борьбы профсоюзов за права рабочих. Сегодня профсоюзные активисты и сами сотрудники опасаются, что эти завоевания окажутся под угрозой. Примером Siemens и Bosch могут вдохновиться даже процветающие компании. Почему бы не "пошантажировать" своих сотрудников переводом производства в Польшу? Вдруг они согласятся работать больше за ту же зарплату...
Смотрите также:
- В ОБЩЕСТВЕ "ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ". ФИРМА - ТРАТИТ, РАБОЧИЕ - ПЛАТЯТ →
- ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ: КОМУ ОНИ ВЫГОДНЫ →
- ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Ручной труд - на плечи машин →